среда, 18 апреля 2012 г.

Боевой клич матери-тигрицы или восточный подход в воспитании


В рассылке Психологоса прочитал интересную статью "Почему китайские матери лучше" (краткое изложение книги "Боевой клич матери-тигрицы" ("Battle Hymn of the Tiger Mother"), живущей в США китаянки Эми Чуа (Amy Chua), профессора права в Йельском университете) на тему, насколько требовательным надо быть к своим детям. Кто интересуется воспитанием - лучше прочитать статью в оригинале, а здесь я дам лишь выжимку:
Вот вам история на эту тему, в чисто китайском стиле. Моей Лулу было около семи лет,  она в это время обучалась играть на двух музыкальных инструментах, и отрабатывала на пианино музыкальную пьесу под названием "Маленький белый ослик" французского композитора Жака Ибера. Это веселая музыка - можно легко представить себе ослика, бредущего по дороге вместе с хозяином - но технически это довольно трудное упражнение для юного пианиста, поскольку разными руками надо поддерживать шизофренически разные ритмы. 
У Лулу не получалось. Мы бились над этим  заданием неделю, тренируя каждую руку отдельно, снова и снова. Но каждый раз, когда она пыталась сыграть двумя руками сразу, ритмы смешивались и сбивались. Наконец, когда оставался день до очередного урока музыки, измученная Лулу заявила, что она сдается. И встала из-за инструмента. 
"Вернись сейчас же к пианино", - приказала я. 
"Ты не можешь меня заставить". 
"Нет, могу". 
Когда я вернула ее к инструменту, Лулу начала мстить. Она толкалась и пиналась. Она схватила ноты и разорвала их. Я склеила ноты скотчем и запаяла в пластиковую обложку, чтобы них никогда больше нельзя было  порвать. Затем я взяла кукольный дом Лулу, отнесла его в машину и сказала, что буду отвозить ее игрушки одна за одной в "Армию Спасения", если она к завтрашнему дню не научится играть "Маленького белого ослика" без ошибок. Лулу огрызнулась: "Что же ты не едешь в Армию Спасения?" Я пообещала лишить ее обеда и ужина, а также всех подарков на Рождество и Ханукку. И никаких дней рождений в ближайшие два, три, четыре года. Когда она продолжила играть с ошибками, я сказала ей, что она сбивается нарочно, из-за своего страха, что у нее не получится. Я велела ей перестать быть ленивой, трусливой и самовлюбленной. 
Джед отвел меня в сторону и попросил, чтобы я перестала оскорблять Лулу (хотя я этого не делала, я лишь мотивировала ее) , потому что угрозами ребенку ничего не добьешься. Он также предположил, что Лулу просто технически не может сыграть эту пьесу, потому что у нее еще недостаточно развита координация - не думала ли я о таком варианте? 
"Ты просто не веришь в нее", - ответила я. 
"Это смешно, - сказал он обиженно. - Конечно я верю".

"София могла сыграть эту музыку в том же возрасте". 
"Но Лулу и София разные люди!" 
"О нет, только не это! - закричала я, и стала пародировать типичные западные высказывания. - "Каждый человек по-своему особенный. И каждый неудачник по-своему особенный. Ну так не переживай, тебе вообще не нужно ничего делать. А я собираюсь заниматься этим столько, сколько потребуется. И пусть она меня ненавидит. А ты будешь тем родителем, которого дети обожают, потому что такие родители пекут для них блины и берут с собой на футбол". 
Я закатала рукава и вернулась к Лулу. Я использовала все возможные тактики и виды оружия. Мы работали с обеда до позднего вечера. Я не давала ей встать, даже для того чтобы попить или сходить в туалет. Дом стал военным полигоном, я сорвала голос на криках, но ничего не получалось. И тогда даже я начала сомневаться. 
И вдруг, среди этого разочарования, Лулу сыграла правильно. Ее руки вдруг заработали вместе, каждая выполняла свою партию как надо. Мы обе поняли это. Я затаила дыхание. Она медленно попробовала повторить. Потом сыграла быстрее и увереннее - и все равно ритм держался. В следующий миг она вся сияла.
"Мама, смотри, это просто!". После этого она стала играть снова и снова, и даже не хотела отходить от пианино. Этой ночью она пришла спать ко мне, мы обнялись и свернулись калачиками в объятиях друг друга. Когда она исполняла "Маленького белого ослика" на концерте через несколько недель,  другие родители подходили ко мне и говорили: "Какая подходящая музыка для Лулу - такая же веселая, как она!" И даже Джед похвалил меня. 
Западные родители очень беспокоятся о самооценке детей. Но самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка - это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение - это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь. 
--- 
Многие люди удивляются, как китайским родителям удается воспитывать таких успешных детей. Что делают эти родители, чтобы вырастить таких умных математиков и виртуозных музыкантов, что происходит в их семьях, и можно ли устроить то же самое в своей семье. Я могу рассказать, потому что я сама сделала это. Вот вещи, которые моим дочерям Софии и Луизе никогда не разрешалось делать: 
- ходить на вечеринки с ночевкой
- заводить дружков
- участвовать в школьных спектаклях
- жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях
- смотреть телевизор или играть в компьютерные игры
- самостоятельно выбирать себе факультативные занятия
- получать оценки ниже "пятерки"
- не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы
- играть на каком-либо инструменте, кроме пианино и скрипки
- не играть на пианино или скрипке 
(...) когда западные родители считают себя строгими, они как правило очень далеки от  того, чтобы быть "китайскими матерями". К примеру, у меня есть друзья, которые считаются очень строгими, потому что заставляют детей заниматься музыкой по полчаса в день. Ну максимум час. Для китайской же матери первый час музыкальных занятий - самый легкий. А вот второй или третий час, это уже по-настоящему. 
(...)Согласно другим исследованиям, на обучающие занятия со своими детьми китайские родители тратят примерно в 10 раз больше времени в течение дня, чем западные родители. В то же время западные дети больше занимаются в спортивных секциях. 
Китайские родители понимают простую истину: никакое занятие не будет приятным, если ты не научился делать это хорошо. Чтобы достичь совершенства в любом деле, нужно работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать - вот почему не нужно идти у них на поводу. Это требует от родителей упорства, потому что ребенок будет сопротивляться; вначале всегда трудно, и именно поэтому западные родители быстро сдаются. Но если не сдаваться, колесо китайской методики начинает крутиться. Упорная практика, практика, и еще раз практика - вот что важно для совершенства; правило "повторенье-мать-ученья" в Америке очень недооценивают. 
Как только ребенок достигает успеха в чем-нибудь - будь то математика, музыка, конструирование или балет - он получает в ответ признание, восхищение и удовольствие. Именно так воспитывается уверенность. И та деятельность, что раньше была неприятной, начинает приносить радость. А это, в свою очередь, стимулирует еще более упорную работу. 
(...)Китайские родители требуют отличных оценок, потому что верят, что их дети могут получить такие оценки. Если не получается - значит, ребенок недостаточно работал. Именно поэтому в ответ на плохие оценки  они будут критиковать, наказывать и стыдить ребенка. Китайские родители верят, что их ребенок достаточно силен, чтобы выдерживать эти наезды и совершенствоваться благодаря им. А когда ребенок достигнет успеха, родители щедро одарят его дома плодами своей родительской гордости. 
(...)китайские родители считают, что их дети в долгу перед ними... практически во всем. Причина такого отношения не очень ясна, но возможно, это смесь конфуцианского "сыновьего благочестия" и того факта, что родители  приносят себя в жертву детям. И действительно, китайские матери проводят долгие часы в траншеях этой войны за детское образование, лично занимаясь уроками и постоянно следя за своим ребенком. Так или иначе, есть общепринятая истина, согласно которой китайские дети должны потратить жизнь на то, чтобы воздать должное своим родителям - подчиняясь им и вызывая их гордость своими достижениями. 
Западные родители, как мне кажется, не считают своих детей "вечно-обязанными". И даже мой муж Джед придерживается другой морали. "Дети не выбирают родителей, - сказал он мне однажды. - Они даже не выбирают, когда родиться. Это родители дают им жизнь, и значит, родители обязаны помогать детям. А вот дети ничего родителям не должны. Они будут должны только своим детям". Эти слова поразили меня как ужасный пример западного мышления. 
(...) китайские родители верят: только они знают, что нужно их детям в жизни - и потому отвергают все собственные желания и интересы детей. Именно поэтому китайским девочкам не разрешается заводить бойфрендов в старших классах или ходить в походы с ночевкой. Именно поэтому китайский ребенок никогда не посмеет сказать матери: "Я получил роль в школьном спектакле! Я - Крестьянин N6! Мне теперь надо оставаться после уроков на репетиции, и на выходных тоже репетировать". Не завидую я тому китайскому ребенку, кто осмелится произнести такое дома.

Жестко? Да, но это работает...


Каждые четыре года международная группа работников образования проводит всесторонние тесты по математике и естественным наукам, в которых принимают участие ученики начальных и средних школ по всему миру. Эти тесты называются TIMMS (Тенденции в международном математическом и естественно-научном образовании), их цель — сравнить академические достижения разных стран.

В 2007 г. в пятерку лидеров по тестам TIMMS среди восьмиклассников входили Китай (Тайбэй), Корея, Сингапур, Гонконг, Япония. В 2003 г. - Сингапур, Корея, Гонконг, Китай (Тайбэй) и Япония. В 1999 г. в пятерку лидеров по тестам для восьмиклассников входили Сингапур, Корея, Гонконг, Китай (Тайбэй) и Япония, а в 1995 г. — Сингапур, Корея, Япония, Гонконг и Бельгия. Есть что-то общее, правда - Сингапур, Корея, Гонконг, Китай и Япония. Если вас удивляет отсутствие в этом списке Китая, то имейте в виду, что материковый Китай пока не участвует в TIMMS, но судя по засилью китайских аспирантов в ВУЗах США - Китай тоже оказался бы в верхних строчках рейтинга.

Упорный труд в одном и том же направлении гарантированно даст результат значительно выше среднего, практически при любом начальном уровне и генетических способностях.

Но у этой медали есть и вторая сторона. Вот выдержка из популярного в интернете текста об японской модели образования:

Японский школьник сдает жесткие вступительные экзамены в среднюю школу второй ступени, в колледж, в университет. Экзамены постоянно преследуют его и в ходе обучения. (...) Обучение в представлении многих японцев выглядит лишь как подготовка к экзаменам. Это обусловливает и массовое посещение различных частных курсов. В Японии процветают «домашние» курсы («дзюку»), обеспечивающие подготовку учащихся к экзаменам, на квартирах преподавателей. По данным печати, «дзюку» посещают 5% учащихся первых классов начальной школы, 20% учеников старших классов начальных школ, 40% учеников средних школ первой ступени. В Токио же на таких курсах занимаются в некоторых школах до 80% учащихся. Все это, конечно, далеко не всегда решает проблемы успешного прохождения учениками «экзаменационного ада». Срывы на экзаменах ведут к нервно-психическим расстройствам детей, к материальному ущербу для родителей. Нередки случаи, когда «провалившиеся» на экзаменах школьники кончают жизнь самоубийством. 
Успехи и неуспехи детей, естественно, переживаются всеми членами семей, но особенно остро — матерями. Ведь мать-домохозяйка в Японии, как говорят, — это очаг семьи. В недалеком прошлом на нее ложились в основном хозяйственные заботы. Теперь к ним прибавились заботы об устройстве детей в престижные школы, наблюдение за их продвижением по тернистым тропам учения. «Педагогические» заботы современной японской женщины обрели настолько серьезную значимость, что в обиход вошел термин «кёику-но мама» («мамаша, одержимая образованием»). «Мамаши» настолько входят в свою роль, что даже начинают забывать про домашние очаги. Нередко вместо ребенка, который по болезни не может посещать школу, на уроках сидит его «мамаша». Она скрупулезно записывает все, что сообщает детям учитель.
Некоторые исследователи считают, что непомерно сильная опека японских детей со стороны «кёику-но мама» ведет к некоторым изменениям в ролевой дифференциации японского общества. Так, старший сын в японской семье в прошлом достаточно быстро обретал власть и авторитет, подобающие человеку, которому после смерти отца предстояло стать главой семьи. В современных же условиях, когда сын не выходит из-под опеки матери почти до окончания университета, положение дел существенно изменилось. Известный японский журналист X. Мацуока по этому поводу пишет: «Создается впечатление, что японские юноши в наши дни остаются под опекой матерей до 30 лет». По мнению журналиста, такая социальная практика японских женщин ведет к воспитанию сначала безынициативных подростков, а затем и просто духовно неполноценных людей. 
В целом же японская система общего образования выполняет социальный заказ правящих классов Японии. Она успешно справляется с двумя главными задачами, которые стоят перед ней. Это, во-первых, подготовка молодежи для овладения сложными профессиями современного производства и, во-вторых, воспитание у молодых людей навыков безоговорочного подчинения авторитету.

Ладно, будем надеяться, что ребенок не покончил с собой из-за случайной ошибки на экзамене (всё-таки, это маловероятно для здоровой психики), не попал в диспансер на почве переутомления и не возненавидел родителей. Он вырос и он отличный специалист в выбранной профессии. Добьётся он социального успеха? Скорее да, но очень быстро он заметит, что он не самый высокооплачиваемый - многие бывшие троечники зарабатывают на его уровне, а возможно один из них станет его начальником. Почему так?

Человек - животное социальное. Поэтому, в обществе, люди умеющие общаться, способны достичь большего, чем нелюдимый ботан, будь он даже семи пядей во лбу. Когда отличник корпит над учебниками, троечник оттачивает красноречие перед девушками. Отличник получает пятерку на экзамене за свои знания, троечник вытягивает из преподавателя трояк, используя широкий спектр манипулятивных техник. В итоге, к концу обучения у одного куча знаний в голове и почти полное отсутствие навыков общения, а у другого - практически нет знаний, но отточенные навыки убеждения других людей и управления ими. Я не хочу сказать, что каждый отличник шарахается от других людей, а каждый троечник - мастер манипуляции, но - тенденция есть.

Я сам наглядный пример. Один из лучших учеников в классе (один из - только потому, что совсем не прикладывал усилий к учебе, вполне хватало природных способностей и общего кругозора) - сейчас хороший специалист, начальник отдела, не плохо зарабатываю по меркам своего города. Но несколько моих одноклассников - стабильно получавших тройки - сейчас зарабатывают в два-три раза больше меня, среди них есть и директора заводов, и хозяева собственного бизнеса. Потому что я читал книги, а они - общались с людьми.

Второй момент, который хочется уточнить. Восточная модель воспитания идеальна для стабильности общества, для поддержания достигнутого уровня, но создавать новое она не приспособлена. В Китае гораздо раньше многих стран были изобретены порох, компас, бумагаи т.д. и т.п . Там было развитое государство, на уровень которого европейская цивилизация вышла лет на 200-300 позже. На протяжении столетий китайцы сохраняли этот уровень. Сохраняли, но не поднимали. А европейцы, после головокружительных взлетов и страшных падений, достигли более высокого уровня и колонизировали Китай. При всех своих недостатках - европейская модель более перспективна для развития цивилизации.

Какой путь на мой взгляд лучше? Золотая середина :) Ребёнок выбирает то, что ему интересно, а родители помогают ему вложить в это максимум усилий. Даже если какое-то дело нравится - бывают моменты, особенно у детей, когда хочется всё это бросить и заняться чем-то новым. Вот именно в эти моменты необходима твёрдая рука родителей, не дающая свернуть с курса под влиянием минутной слабости. Упорный труд необходим. Но если ребенку интересно то, чем он занимается, то он будет вкладывать этот труд не из под палки, а по собственной инициативе.

Дальше, если нет редчайшего сочетания природной предрасположенности и собственного интереса ребенка к какому-то делу, то не надо делать из него узкого специалиста! Пусть играет в футбол, пробует себя в школьном театре, рисует, тусуется в компании, учится в школе, ходит в кружок и т.д. Чем больше сфер деятельности, в которых он себя попробует, тем больше возможностей у него будет найти то, что будет ему по настоящему интересно.

И еще - лучше мотивировать конфетой, чем загонять кнутом. Используйте положительную мотивацию. Добился ребенок успеха, пусть небольшого, но успеха - хвалите, радуйтесь вместе с ним. Связывайте в его сознании успехи в изучаемом предмете с положительными эмоциями. Когда я привёл сына на дзюдо - примерно через месяц ему надоело (7 лет - настойчивости нет в принципе). Я не заставлял его ходить на тренировки. Я объяснил, что если он идет на тренировку, то вечером он смотрит мультфильм. Перестает ходить - перестает смотреть. Всё, вопрос решен - уже четвертый год ходит :)









5 комментариев:

  1. Александр Нил, школа Саммерхилл - о воспитании счастливой личности. К сожалению, не смогу быстро найти хоть какую-то цитату, но смысл такой - кого вы хотите вырастить из ребенка - невротика на высокой должности, не довольного судьбой, женой, зарплатой и т.п. или счастливого, ответственного и независимого человека, будь он хоть дворник. Такие люди действительно опасны государству;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отклик и за подсказку - не слышал раньше про этого автора, интересно будет почитать (есть здесь - http://www.koob.ru/neill/summerhill). Цитату вроде бы нашел, ту о которой Вы говорили: "Я предпочту чтоб школы выпускали счастливых дворников, чем невротиков-ученых". Вообще интересно как складываются обстоятельства - как то сегодня много материалов попалось на тему воспитания, постараюсь завтра-послезавтра выложить обзор

      Удалить
  2. Очень интересная статья и очень интересен Ваш комментарий к ней. Если честно, никогда ничего не знала о китайской системе воспитания. Подумаю об этом.
    Я тоже мультиками четырехлетнюю дочь мотивирую, которая учится читать. И думаю, а будет ли она ЛЮБИТЬ читать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С тренировками по дзюдо было немного проще - в принципе сыну они нравятся, просто был "ленивый" период. Пока он был слишком мал для дзюдо, я водил его на танцы - там ему не понравилось, боюсь даже мультфильмы не помогли бы. С чтением, особенно с любовью к чтению - всё гораздо сложнее. Лет с семи я требую от сына регулярно читать, начинали со страницы в день, дошли до 30. Читает быстро, понимает, пересказывает, зачастую даже текст ему интересен, но... читать не любит. Если я не требую, то не читает. Если у кого то есть полезный опыт в том, как приобщить ребенка к чтению - буду рад послушать.

      Удалить
    2. У всех моих детей с чтением было то же самое, но мы не сдавались. Теперь дети выросли и все любят читать. 18 лет назад выбросили на помойку телевизионную антенну . Оставили 3 раза в неделю просмотр специально подобранного нами видео: советские мультфильмы, хорошие умные проблемные фильмы, обучалки по школьным предметам.

      Удалить