воскресенье, 21 июля 2013 г.

Три базовых иллюзии, задающих твою судьбу

Вчера на гештальт-интенсиве с лекцией выступал Владимир Филипенко. Тема - теория развития личности. Владимир поделился своим видением того, как происходит формирование личности человека. На авторство он не претендует, но именно в таком понятном виде я пока больше ни от кого не слышал этой концепции. Очень легло на душу, тем более что четко увидел причину и последствия именно применительно к себе.

Очень важное свойство нормальной человеческой психики - отсутствие тревоги, страха. Если вдуматься, в жизни огромное количество ситуаций, в которых с вами может произойти что-то плохое. Водитель машины, едущий навстречу, спьяну может врезаться в вас. Подскользнувшись на лестнице, вы можете переломать себе всё, что можно. В конце концов, цветочный горшок, выпавший из окна и попавший вам в голову, с лёгкостью обеспечит черепно-мозговую травму. Ваша жизнь с лёгкостью может оборваться в любой момент, но, к счастью, ваше сознание не зацикливается на рисках и вы с большой вероятностью проживете долгую и счастливую жизнь. Вот эта базовая иллюзия № 1 (а это именно иллюзия) - "Ничего со мной не случится. Мир - ОК" - это норма для здоровой психики. По факту - многие люди не имеют такого базового доверия к миру.

Это закладывается в первые два-три года жизни ребёнка. Если ребёнок желанный, у мамы есть время и силы заботиться о нём, мама доступна и предсказуема, то ребёнок вырастает с убеждением, что "Мир - ОК".

Иначе, если нет такого контакта с матерью (или замещающей фигурой), то человек вырастает с отсутствием доверия к миру, к другим людям, эмоционально холодный, закрытый для других, видящий скорее риски, чем возможности. Тут, кстати, можно интересно покопать в сторону традиции воспитания аристократии - с ранним отдалением от матери, с учётом того, что кадры на руководящие должности потом набирались из этих людей.

Первый этап одинаков и в жизни мальчиков, и в жизни девочек, но дальше их опыт различается. С девочками в определенном смысле проще, их половая идентификация не меняется.

Где-то между тремя и пятью годами практически каждая девочка приходит к маме с вопросом "Я красивая?". Для мамы это оказывается столкновением с проблемой своего возраста. То, как мама реагирует на эту ситуацию - во многом определяет судьбу девочки. Если мама отвечает "Ты самая красивая" или, ещё лучше - "Ты красивее, чем я", то девочка получает базовую иллюзию № 2 - "Я могу быть красивой и при этом дружить с другими женщинами" или "Женщины - ОК". Но не все мамы проявляют мудрость в этот момент и девочка в итоге может получить посыл в сторону "синего чулка" или, наоборот, уйти в гиперкомпенсацию (и тогда внешность станет для неё важнейшим в жизни).

Получив ответ от мамы, девочка приходит к отцу, она начинает "оттачивать когти" об него - пробовать на нём флирт, манипуляции, проверять своё влияние. Отец должен "возбудиться" (положительно среагировать на неё) и остановиться. Оба шага важны и если они пройдены, то девочка получает базовую иллюзию № 3 - "Я могу быть привлекательной и не подвергаться насилию со стороны мужчины".

У мужчин это происходит иначе. В первые года три мальчик растёт с ориентацией на маму. Мама - самая значимая фигура и он идентифицирует себя именно с ней. И, где-то в четыре-шесть лет, каждый мальчик говорит что-нибудь навроде "Мама, я на тебе женюсь". Или, даже, "Мама, давай выгоним папу и будем с тобой жить" - если отношения между родителями не очень. И если тут мама входит в коалицию с сыном, поддерживает его в этом, то с большой вероятностью вырастет "маменькин сынок". Или, другой вариант, мама высмеет его и ребенок получит кучу тараканов относительно женщин. Верным ответом было бы что-то вроде "Я тебя очень люблю, ты самый хороший, но у меня есть папа, а ты найдешь себе другую женщину". Первое отвержение в жизни мужчины должно заложить в него базовую иллюзию № 2 "Женщины могут меня отвергать, при этом я остаюсь ОК"

Получив отворот от матери, "крошка-сын к отцу пришел" (с). Ребёнок понимает, что именно отец - главный вожак в семье и хочет получить его поддержку/одобрение/любовь. Но, в отличие от мамы, любящей "просто так", папа ценит реальные дела в реальном мире - и ребёнок начинает что-то делать для отца. Приносит к отцу самостоятельно склеенную коробочку и ждёт одобрения - "Папа, смотри что я сделал". Как отнесется к этому отец - раскритикует в пух и прах, снисходительно похвалит, пренебрежительно посмеётся - во многом определит стиль взаимодействия ребёнка с другими людьми во взрослой жизни. Если же он скажет "Супер! Молодец! Вот только вот здесь я бы сделал немного по-другому..." и вместе с сыном сделает это, то мальчик получает базовую иллюзию № 3 - "Я могу быть активным и сотрудничать с другими мужчинами"

Три иллюзии для будущих мужчин и женщин. Иллюзии - потому что мир непредсказуем и не обязан быть справедливым, обстоятельства бывают разные, люди, которых мы встретим - могут оказаться разными... Но, живя в этих иллюзиях - проще стать счастливым и достичь успеха. "Реалистичный" взгляд на мир - приведёт лишь к тревоге и агрессии. Задача психотерапевта - вернуть эти иллюзии клиенту.

Не поручусь, что нигде не переврал мысли Владимира Филипенко, но суть думаю передал верно. На мой взгляд - как-то близко к тому, как оно на самом деле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий