четверг, 15 декабря 2011 г.

16 тем - письменная практика для повседневной жизни

Текст не мой, компиляция интересного мне материала с блога Дарьи Кутузовой (http://writing-cures.livejournal.com/). Думаю, будет интересно не только мне.

-------

http://writing-cures.livejournal.com/5155.html
"тема дня" и "16 тем"
20 Мар, 2011 at 8:38 AM

Среди разных методик ведения дневника, занимающих не больше 15 минут в день, особое место занимают "тема дня" и "16 тем", описанные Кэтлин Адамс.

Эти методики воплощают в себе один и тот же принцип: вы заранее составляете список жизненных областей, которым хотели бы уделять внимание и исследовать их, и потом ежедневно уделяете несколько минут (5-15) записям на эту тему.

Если речь идет о "теме дня", то составляется список из 30 пунктов; первого числа пишем по теме 1, второго - по теме 2 и пр. Так получается, что в течение года к каждой теме возвращаемся 12 раз, и можно посмотреть динамику изменения ее понимания и отношения к ней.Темы могут быть любыми: "дружба в моей жизни", "доверие", "чувствовать себя живым: что это значит?" и пр. - то, что актуально именно для вас на вашем пути. Тридцать первое число хорошо оставить для рефлексии о самом процессе письма.

"Шестнадцать тем" - это методика, лучше подходящая для отслеживания продвижения по разным проектам. Все проекты, которыми вы занимаетесь, группируются в 14 блоков; это могут быть 14 блоков только по рабочим проектам, но можно сделать и так, чтобы, например, для тем "здоровье", "дом" и "отношения" среди них тоже нашлось место. И тогда, соответственно, с 1-го по 14-е число каждого месяца и с 16-го по 29-е мы по очереди проходим по каждой теме. Писать имеет смысл "как есть". Если по какому-то проекту, например, за две недели так ничего и не сделано, так и пишем: "нули". Или пишем, что сделано, какие проведены встречи, кому что поручено и когда с них спросить, какие возникли идеи и вопросы.

Пятнадцатое и тридцатое число - это "пятнадцатая тема": подведение промежуточных итогов.

Тридцать первое - "шестнадцатая тема": долгосрочное планирование.

Эта методика оказывается очень полезной, чтобы разные проекты "не провисали" (часто оказывается, что уделять им 5-15 минут дневникового внимания раз в две недели совершенно достаточно, чтобы они "подтягивались" сами), и чтобы потом можно было легко написать, например, годовой отчет.

Примечание: удобнее всего вести дневник такого рода, используя в качестве "материального носителя" папку (или тетрадку) с кольцами и разделителями, чтобы записи по каждой теме хранились отдельно. Если вы пишете в компьютере, просто заведите соответствующее количество тематических файлов и ведите записи в них, не забывая проставлять дату перед каждой новой записью.

writing_cures wrote:
20 Мар, 2011 15:25 (UTC)
Это один из оптимальных форматов для фрилансера-телеработника; я пользуюсь уже два года точно, и больше нет ощущения, что "я точно что-то упускаю, только не могу вспомнить, что". В каждый момент понятно, чем именно я НЕ занимаюсь, когда выбираю себе какое-то
levkova wrote:
20 Мар, 2011 14:37 (UTC)
А я пробовала выполнять это упражнение, но у меня не получилось. Вот, допустим, пункт "деньги". И я должна два раза в месяц думать о деньгах. Но я не умею думать о деньгах. Ну, в смысле, я не понимаю, что в данном контексте может означать "думать о деньгах" - вопросы какие-то ставить? Мысли по поводу записывать (типа "Всех денег не заработаешь")

writing_cures wrote:
20 Мар, 2011 15:32 (UTC)
У меня была в одной из итераций такого дневника тема "Бюрократия и финансы", потому что они для меня как-то неразделимы. И там я писала, например, сколько в эти две недели было заработано, а сколько - потрачено и на что, сколько - дано в долг, сколько - отложено на будущее, а сколько - потеряно. Также это был день, когда я собирала и оплачивала все накопившиеся счета и пр. То есть это не столько абстрактное "думать о деньгах", сколько отслеживание весьма конкретных действий, связанных с осознанностью в этой сфере, с тем, чтобы осмысленнее тратить, эффективно накапливать и вкладывать и в целом больше зарабатывать.
Обычно лучше всего это работает, если уже выбрана какая-то система обращения с деньгами, которую хочется освоить - например, "четыре конверта" или "10% с любого заработка сразу класть на накопительный счет" и т.п.
Надеюсь, это как-то прояснило для вас ситуацию.

lidusa wrote:
27 Мар, 2011 10:01 (UTC)
Спасибо! Решила попробовать 16 тем. Вчера разделили жизнь по категориям, сделала файлики в айфоне. списки дел по каждой теме пишу в любое время, когда вспомню, а в день темы пока что записываю свои вопросы и сомнения. Сегодня думала и писала на тему фото дел - оказалось, у меня столько дилем и сомнений! А теперь все на поверхности и легче принять решения. Ура!
И очень удобно - как раз, кормлю ребенка и думаю о делах (предварительно налюбовавшись и наобщавшись с сыночком).

writing_cures wrote:
29 Ноя, 2011 06:40 (UTC)
Изначально эта методика (16 тем) была для бизнес-проектов. Имеет смысл, когда Вы пишете первый раз, писать "фокусирующее утверждение" в стиле: "В этой сфере жизни дела у меня обстоят так.... А хочу я вот чего.... И для этого мне надо...." и потом, раз в две недели, писать туда промежуточные отчеты: сделано, придумано, как я сейчас к этому отношусь, нежданные радости и т.п. Можно шкалы и графики рисовать, но качественное исследование этих сфер жизни важнее количественного.

writing_cures wrote:
8 Дек, 2011 07:34 (UTC)
15-го и 30-го мы пишем на отдельных листах или в отдельных файлах о том, как вообще идет процесс работы с 14-ю темами: что получается, где отставание, на что стоит обратить внимание в ближайшие две недели; меняется ли от этой практики ощущение жизни, и если да, то как. 31-го мы записываем фантазии о будущем, не реализуемые прямо сейчас желания, а также далеко идущие планы.

-------

http://writing-cures.livejournal.com/28583.html
Шестнадцать тем: установочный пост - 1
14 Дек, 2011 at 11:34 AM

Завтра моя семейства будет весь день лететь самолетом, так что установочный пост, запланированный на завтра, я выложу сегодня. А собственно с темами мы начнем работать послезавтра, 16-го декабря.

Итак, шестнадцать тем. На самом деле, четырнадцать, плюс два раза в месяц (15-го и 30-го) день подведения промежуточных итогов этой практики и дальнейшего планирования, а примерно раз в два месяца, в среднем – день вИдения, мечтаний и долгосрочных планов (31-го).

Можно писать от руки, тогда вам пригодится тетрадка с кольцами и разделителями, чтобы можно было собирать вместе записи по каждой теме. Если вы будете использовать для работы над 16 темами компьютер, тогда полезными оказываются различные программы для записей, где можно выставлять тэги. Если вы пишете в ЖЖ, ставьте не только тэг «16_тем», который я уже видела во френдленте, но обозначайте тэгом каждую тему, чтобы потом было проще их собрать и пересмотреть.

Набрать четырнадцать тем можно по-разному, в зависимости от того, на чем вы хотите сфокусироваться и чему уделить внимание. Можно попытаться вместить в них всю свою жизнь, чтобы ничего вообще не осталось «за бортом». Можно включить только рабочие проекты («16 тем» - отличная методика для того, чтобы здорово облегчить себе написание годовых отчетов). Я расскажу, что буду делать сама:

Я вынесу «рабочие проекты» в отдельные 14 тем, а всю остальную жизнь, помимо работы, тоже уложу в 14 тем; и каждый день буду писать по одной «рабочей» и одной «нерабочей» теме. При этом в «нерабочих темах» я сразу обозначу «доделывание хвостов» и «освоение нового», чтобы обязательно уделить этому внимание. Если ограничиться только теми областями, которые есть в жизни, это стабилизирует и укрепляет их; но если добавить старые области, которые вы хотите устранить, и новые области, которых пока нет, но хотелось бы, чтобы были, - тогда возникает направленность развития.

«Хвостов» у меня много (особенно образовалось в этом году, когда я на многое просто «забила», сосредоточившись на том, чтобы выносить ребенка, произвести его на свет и дальше заботиться о нем), и эти «хвосты» требуют достаточно длительного сосредоточения. Поэтому я ограничу количество «хвостов», которые собираюсь «подтягивать» в будущем году. Их будет 12, по числу месяцев. Я думаю, что заниматься я буду каждым «хвостом» по две недели (и внутри этих двух недель - каждый день), и в зависимости от того, где будет возникать дедлайн, буду их подвергать ротации. Это поможет мне не разбрасываться. Я буду знать: "так, сегодня я доделываю кусок вычитки вот этого перевода; это задача, требующая сосредоточения за компьютером"; соответственно, когда у меня есть возможность сосредоточиться за компьютером, я буду использовать ее именно в этих целях.

Чтобы освоить что-то новое и встроить его в свою жизнь, мне нужно три месяца; дальше уже не «освоение», а «улучшение». (Речь здесь не идет о привычке-одноходовке (максимум – трехходовке), как у Флайледи, а о достаточно сложной деятельности.) Поэтому я сформулирую четыре области нового, которые мне бы хотелось освоить в этом году.

Составьте свой список тем, а потом перечитайте его. Все ли «схвачено»? Легко ли удалось набрать 14 тем (или сгруппировать темы в 14 блоков)? В комментах можно, если хотите, поделиться получившимся списком тем и впечатлениями от составления списка. Это дело сугубо добровольное, вы сами решаете, какой уровень приватности/публичности для вас комфортен. Если вы напишете списки тем, мы сможем увидеть, есть ли у нас сходные области жизни (не все, некоторые), и тогда можно будет конкретизировать работу по дням. То есть, например, если одна из жизненных тем у вас «мои дети и наши отношения с ними», и эта тема встречается у многих, мы сможем посвятить ей день. А те, для кого эта тема неактуальна, будут писать по какой-то своей теме. Когда мы с вами пройдем все темы, вы увидите, осталось ли что-то неохваченное, и если решите продолжать эту практику, сможете переделать список тем так, чтобы он вас больше устраивал.

В следующем посте я расскажу, как я предлагаю модифицировать работу с темами по сравнению с базовой инструкцией Кэтлин Адамс.

so_legenda wrote:
14 Дек, 2011 04:40 (UTC)
Я легко набрала 14 тем:)
Только вот вопрос: если, например, я пишу "Изучение английского языка" - мне явно будет недостаточно 3-х месяцев. Как распределять время в этом случае?

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 04:59 (UTC)
Тут у всех по-разному. Мне лично бывает полезно заниматься чем-то интенсивно, чтобы набрать некую критическую массу знаний и умений, чтобы начало получаться, а потом поддерживать уровень и нарабатывать новое. Поэтому я планирую три месяца интенсива, в результате получается четыре новых штуки в год. А как для тебя?

so_legenda wrote:
14 Дек, 2011 05:48 (UTC)
Вот да, я тоже сейчас размышляла - и поняла, что заложить основу, а потом наращивать её - для меня была бы самая выгодная стратегия:) Причем закладывая основу, заниматься интенсивно - так лучше "усваивается материал" и поддерживается активный интерес к теме:)

only_you wrote:
14 Дек, 2011 07:20 (UTC)
Мои 16 тем (которые легко превратились в 14) давно составлены. Правда, у меня нет задачи с помощью этой методики что-то развить — скорее, отследить, как оно само развивается. «Чтобы что-то улучшить, нужно понять, что у тебя уже есть». Впрочем, сам факт наблюдения меняет наблюдаемый объект. Сам факт того, что я выделила 14 тем, говорит о том, что меня интересует в первую очередь 14 областей моей жизни. Рабочие проекты отдельно я выделять не стала — думаю, если у тебя творческая профессия, это нормально — не отделять её от «остальной жизни».

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 07:45 (UTC)
Я выделяю рабочие и нерабочие темы отдельно, потому что знаю о себе, что моей работе (я с 2007 года фрилансер) только дай - она расползется по всему доступному времени. На работу мне нужна не одна тема, а 14, потому что я привыкла заниматься множеством проектов/направлений.

kuharkina_do4ka wrote:
14 Дек, 2011 09:47 (UTC)
Дарья, а как вам удается... гхм... договариваться с собой в таком распределении? Я поясню: мне тоже приходила в голову такая схема: вот, ближайшие три месяца я занимаюсь проектом Х, он выходит на какой-то уровень понятности, я перевожу его в фоновый режим, и перехожу к проекту Y... и так дальше. У меня не получается так! Я честно сажусь заниматься проектом Х, но не могу на нем сосредоточиться, потому что мне немедленно кажется, что все остальные проекты тоже требуют внимания, и я не могу их забросить на целых три месяца. И в результате ничего не делается :(

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 09:54 (UTC)
Для меня идея в том, чтобы давать себе во время интенсива небольшие задания, и обязательно их выполнять. А если хочется сделать что-то еще по другому проекту - так пожалуйста, конечно, можно. Ну, вот, например, я сталкиваюсь с тем, что, фактически, не умею готовить - так, чтобы это было разнообразно, интересно, быстро и с учетом множества диетических ограничений. Я выберу три месяца, когда я буду специально прицельно каждый второй день готовить новое блюдо: продумывать меню, выделять время и пр. Если мне параллельно захочется узнать, как все ингредиенты называются на местном языке (это другой блок для освоения), я не буду себя останавливать :)

natalyon wrote:
14 Дек, 2011 10:40 (UTC)
Очень интересно, спасибо.
У меня возникло много вопросов, если Вы не возражаете.:-)
Я правильно поняла, что записи по каждой из тем нужно будет заносить по 2 раза в месяц в течение года? Или не обязательно именно год?
Вообще, есть ли какие-то признаки, указывающие на то, что стоит ещё продолжить, или наоборот уже пора бросать (кроме желания-нежелания)?
А если в какой-то момент какая-то тема (а может и не одна) станет неактуальной, а какие-то новые наоборот возникнут? Бросать ли старую, начинать новую?
Это перераспределение делается как раз 31 числа месяца?
Или так не может случиться, и нужно выбирать такие темы, которые очень прочно обосновались в жизни и не могут потерять актуальность?
Извините, что так много вопросов. Заранее спасибо.)

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 11:31 (UTC)
Много вопросов - это хорошо, больше будет ясности :)
Год - это если Вы потом хотите писать годовой отчет, или если нравится. Я сейчас затеваю эту акцию для того, чтобы те, кто хочет попробовать регулярную письменную практику, могли это сделать. Желание/нежелание продолжать в письменных практиках - основной критерий; мы исходим из того, что человек сам лучше всех ориентируется в своем жизненном контексте и знает, что ему нужно в конкретный момент.
Если темы становятся неактуальными, их имеет смысл менять. У меня в начале 2010-го года одна из тем была "учить французский", а потом мы уехали из Франции, и необходимость себя заставлять отпала. Перераспределение тем удобнее всего делать 15-го или 30-го числа, когда проводится рефлексия о полезности этой практики для Вас. Тридцать первое - время для фантазий о том, чего бы хотелось "в идеале", в отдаленном будущем и пр.

natalyon wrote:
14 Дек, 2011 11:11 (UTC)
Составила свои 14 тем. Не могу, правда, похвастаться, что это было легко. Основные сложности были на уровне: объединить в одну тему или разделить в разные.

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 11:32 (UTC)
попробуйте, а потом посмотрите после первой итерации; возможно, темы перераспределятся :)

red_rat_catcher wrote:
14 Дек, 2011 12:52 (UTC)
А пока писала мысленно охватила жизнь и коротко срезала все состояние дел по всем 14 темам. У некоторых я не вижу конца и цели. То есть непонятно а что же именно будет результатом.

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 14:42 (UTC)
у дел, у которых нет цели и конца, есть смысл

najas wrote:
14 Дек, 2011 14:58 (UTC)
После полтора или двух месяцев первоначальный выбор тем немного изменился - стало ясно, что какие-то важные или новые аспекты я пропустила, а что-то оказалось лишним и не требующим такого уж пристального внимания.
Фактически, для меня "16 тем" оказались тыкалкой в совесть - мини-дедлайнами, которые стимулируют не запускать дела и, особенно, обучение.

-------

http://writing-cures.livejournal.com/28851.html
Шестнадцать тем: установочный пост - 2
14 Дек, 2011 at 11:36 AM

Этот блог – не блог по самоорганизации и тайм-менеджменту; он посвящен самоисследованию при помощи письменных практик. То есть, он, скорее, не про «достижения», а про «смыслы». Поэтому я предлагаю писать про шестнадцать тем (или сколько их у вас наберется - может быть, больше) не просто в стиле «хотела сделать то, а сделала это», а немного по-другому.

Вообще, чтобы планы реализовывались, необходимо, чтобы они были закономерным следующим шагом в некой истории развития; чтобы были какие-то ценности и умения, возникшие в прошлом и существующие в настоящем, которые служат основанием и опорой для будущих действий. При этом история должна быть такой, чтобы возникала драматическая вовлеченность в нее рассказчика/героя. Вот с этим мы и будем работать, шаг за шагом, то есть вопрос за вопросом.

Во время первой итерации 16 тем, то есть до Нового года, я предлагаю, осмысляя каждую из тем, писать «фокусирующее утверждение». Для этого можно ответить на следующие вопросы:

- как в этой области обстоят дела в настоящем?
- как вы к этому относитесь?
- есть ли у вас в этой области жизни «зона комфорта»?
- что, касающееся этой области жизни, вы пока не можете делать полностью самостоятельно, но при поддержке более опытного человека вполне смогли бы?
- есть ли в этой области жизни какие-то области, к которым вы пока еще не знаете, как подступиться?
- есть ли в этой области что-то, за что вы себя критикуете?
- что-то, чем вы гордитесь? Что вас радует?

Постарайтесь писать не дольше 15-20 минут. Прямо вот по таймеру: прозвенел – прекращаем писать, даже если еще не все сказали. Это создаст «эффект незавершенного действия». Конечно, если «страсть как хочется записать кое-что», надо записывать. Главное – не насиловать себя.

В следующей итерации мы вместе с желающими обратимся к прошлому.

malceva wrote:
14 Дек, 2011 07:05 (UTC)
Вы имеете ввиду, до нового года каждый день брать по одной теме из своего списка и прорабатывать её таким образом, то есть это как подготовительный этап?

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 07:17 (UTC)
Да, с 16-го по 29-е - первая итерация 14-ти тем; 30-е - рефлексия по поводу того, работает ли для Вас эта практика, и если да, то что она на данном этапе дает. (А если не работает, то почему.) 31-е - мечты о будущем и далеко идущие планы. А с 1 января - следующая итерация.

a_str wrote:
14 Дек, 2011 11:33 (UTC)
оказывается, это ужасно сложно - выделить 14 тем.
то есть пять-шесть я набираю легко, а 14, а то и в два раза больше...
очень сложно.

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 11:35 (UTC)
бывает :) тогда у Вас может быть своя методика - 8 тем: шесть содержательных, одна рефлексивная и одна, связанная с будущим.

gadyuka wrote:
14 Дек, 2011 12:02 (UTC)
А в чем смысл этого самого "эффекта незавершенного действия"? Зачем это в данном случае?

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 13:27 (UTC)
Я сейчас предлагаю эту акцию в первую очередь для того, чтобы те, кто хочет начать регулярную письменную практику, могли это сделать. Если сразу начать писать много, можно "перегореть" и забросить это дело. Так что, если хочется таки длительной регулярной письменной практики, то стоит останавливаться на полуслове, чтобы хотелось к этому вернуться.
Опять же, как говорит Дэвид Куперрайдер (автор метода appreciative inquiry), "развивается то, о чем задают вопросы". Так что если о какой-то сфере жизни будут оставаться недоотвеченные вопросы, то это может вести к развитию данной сферы.

animala_astra wrote:
14 Дек, 2011 15:43 (UTC)
прошу прощения за наивный вопрос - сначала нужно "осмыслить", отвечая на эти вопросы, а потом записать? или записывая ответы, происходит процесс осмысления?

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 15:47 (UTC)
Пишете, как приходит в голову, и по ходу осмысляете. Если Вам приходит в голову достаточно структурированно, значит, и писать Вы будете достаточно структурированно; если приходит в голову "потоком" - и писать будете "потоком". И так, и так правильно.

writing_cures wrote:
14 Дек, 2011 15:46 (UTC)
Лучше начинать писать послезавтра. Эта методика привязана к календарю: по содержательным темам пишем с 1 по 14-е и с 16-го по 29-е число каждого месяца. Пятнадцатое и тридцатое - рефлексия, тридцать первое - работа с образом будущего.

-------

Если вас зацепила эта тема - продолжение читайте в блоге у Дарьи Кутузовой : http://writing-cures.livejournal.com/tag/16_%D1%82%D0%B5%D0%BC

Комментариев нет:

Отправить комментарий