Термин "обратная связь" пришел из кибернетики. Под этим подразумевается, что информация о результатах работы какого либо узла используется для управления этим узлом.
В обычной жизни мы даей обратную связь людям, чтобы изменить их поведение. Отдельная большая тема - обратная связь в виде подкрепления, отрицательного или положительного. Сегодня - разберу только коммуникативную обратную связь.
Почти все умеют дать обратную связь очень эмоционально :) , но гораздо реже получается дать эффективную обратную связь, такую, чтобы поведение человека реально изменилось.
На самом деле правила довольно просты:
1. Не всем нужна обратная связь и не всегда она уместна. Если человек не хочет слушать - не надо ему навязывать.
2. Сначала установите контакт. Сразу начав с критики, скорее всего потратите время впустую. Если сначала похвалить то, что получается хорошо - доверия к вашим словам будет больше.
3. Хвалите то, что хорошо! Обратная связь это не только критика того, что плохо. Отметив вниманием и добрым словом то, что у человека получилось хорошо, мы увеличим вероятность того, что он и дальше будет делать это хорошо. (Слава - спасибо тебе за эту подсказку! Всегда старался хвалить людей, теперь понимаю - зачем :) ).
4. Критикуйте действия, а не человека. Вместо того, чтобы ляпнуть что-то навроде "Ты безрукая скотина!", гораздо эффективнее сказать, "Что бы в следующий раз не упало лучше ставь сюда, а не на край".
5. Придерживайтесь темы. Не надо в одном разговоре вспоминать все прегрешения этого человека за последние 20 лет. Давайте обратную связь на то, что сейчас хотите изменить.
6. И давайте обратную связь сразу. Через пару дней не факт, что человек вспомнит, про что вы пытаетесь ему сказать.
7. Спокойствие, только спокойствие! Не надо злиться, поверьте, скорее всего он не вредничает, а делает так как понимает и может. Оставайтесь спокойным и доброжелательным.
8. Ирония это прикольно, но, не нужно. Подумайте, вам бы хотелось, чтобы ваши ошибки комментировали очень иронично и смешно для окружающих? Не для вас.
9. Больше конкретики. "Ты хреново это делаешь" - мало поможет, "Левую руку выше на 20 см, а ногу - сюда" - гораздо конкретнее.
10. Ругаешь? - Скажи как правильно! Не надо критиковать, если не можешь ничего предложить взамен. Если запрещаешь ребенку драться за свои игрушки - объясни ему, что конкретно он должен делать, чтобы игрушки остались при нём.
11. Убедись, что человек тебя понимает. Если нет - не надо повторять одно и то же. Попробуй сказать другими словами.
12. Самое главное - ты даешь советы. Другой человек не обязан следовать им или соглашаться с ними. Уважай чужое мнение.
Свою обратную связь - можете дать в комментариях внизу :)
В обычной жизни мы даей обратную связь людям, чтобы изменить их поведение. Отдельная большая тема - обратная связь в виде подкрепления, отрицательного или положительного. Сегодня - разберу только коммуникативную обратную связь.
Почти все умеют дать обратную связь очень эмоционально :) , но гораздо реже получается дать эффективную обратную связь, такую, чтобы поведение человека реально изменилось.
На самом деле правила довольно просты:
1. Не всем нужна обратная связь и не всегда она уместна. Если человек не хочет слушать - не надо ему навязывать.
2. Сначала установите контакт. Сразу начав с критики, скорее всего потратите время впустую. Если сначала похвалить то, что получается хорошо - доверия к вашим словам будет больше.
3. Хвалите то, что хорошо! Обратная связь это не только критика того, что плохо. Отметив вниманием и добрым словом то, что у человека получилось хорошо, мы увеличим вероятность того, что он и дальше будет делать это хорошо. (Слава - спасибо тебе за эту подсказку! Всегда старался хвалить людей, теперь понимаю - зачем :) ).
4. Критикуйте действия, а не человека. Вместо того, чтобы ляпнуть что-то навроде "Ты безрукая скотина!", гораздо эффективнее сказать, "Что бы в следующий раз не упало лучше ставь сюда, а не на край".
5. Придерживайтесь темы. Не надо в одном разговоре вспоминать все прегрешения этого человека за последние 20 лет. Давайте обратную связь на то, что сейчас хотите изменить.
6. И давайте обратную связь сразу. Через пару дней не факт, что человек вспомнит, про что вы пытаетесь ему сказать.
7. Спокойствие, только спокойствие! Не надо злиться, поверьте, скорее всего он не вредничает, а делает так как понимает и может. Оставайтесь спокойным и доброжелательным.
8. Ирония это прикольно, но, не нужно. Подумайте, вам бы хотелось, чтобы ваши ошибки комментировали очень иронично и смешно для окружающих? Не для вас.
9. Больше конкретики. "Ты хреново это делаешь" - мало поможет, "Левую руку выше на 20 см, а ногу - сюда" - гораздо конкретнее.
10. Ругаешь? - Скажи как правильно! Не надо критиковать, если не можешь ничего предложить взамен. Если запрещаешь ребенку драться за свои игрушки - объясни ему, что конкретно он должен делать, чтобы игрушки остались при нём.
11. Убедись, что человек тебя понимает. Если нет - не надо повторять одно и то же. Попробуй сказать другими словами.
12. Самое главное - ты даешь советы. Другой человек не обязан следовать им или соглашаться с ними. Уважай чужое мнение.
Свою обратную связь - можете дать в комментариях внизу :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий