четверг, 8 августа 2013 г.

Личная терапия - первые впечатления

Если в детстве у вас не было велосипеда, 
а сейчас у вас - Бентли, то в детстве у вас 
всё равно не было велосипеда...

С первых же занятий в учебной группе гештальт-терапии тренера неоднократно говорили о необходимости личной терапии. "Конечно нужно, кто-бы спорил..." - думал я про себя и... откладывал на как-нибудь потом. К счастью, в этом году выбрался на гештальт-интенсив и там-то и получил первый опыт личной терапии.

Сразу скажу - то, что было работа в тройках, сессии в учебной группе - всё это очень далеко по ощущениям от того, что я получил на интенсиве. По учебе работаешь в основном с острыми случаями - то, что прямо сейчас тебя зацепило, то, что имеет энергию. А вот нащупать что-то в прошлом, то что болит давно, но к чему привык и обычно не замечаешь - практически нереально в рамках учебной сессии. Личная терапия за счет регулярности и близкого контакта позволяет зацепить то, что буквально прячется от сознания клиента...

Всегда считал, что у меня было счастливое детство... Практически ничего не помню, но точно знаю, что всё было нормально. Уверен, что с точки зрения взрослого человека - так всё и было. Но у ребёнка своя шкала значимости. На предпоследней сессии очень неожиданно для меня терапевт познакомила меня с моим Внутренним Ребёнком - симпатичный малыш, безуспешно пытающийся получить тепло и любовь, плачущий от непонимания, горя и обиды. Я не помню всей ситуации, могу только предположить, что там было, но чувства вспомнились очень ярко. И не только чувства - помню одежду, погоду, ощущения...

Не исключаю, что на самом деле - это сработало внушение от терапевта. Типа, терапевт верит, что все проблемы клиента родом из детства и активно навязывает эту точку зрения клиенту. Возможно... но... С этим эпизодом, с этими чувствами очень многое в моей жизни становится понятным, логичным. К примеру, почему я влюбляюсь в добрых и спокойных женщин и почему именно эти женщины "не целуются с женатыми мужчинами".

Самое главное, что личная терапия даёт понимание не на уровне интеллекта, а это именно опыт, проживание, чувствование - не могу подобрать адекватное слово. Примерно как безответно влюблённому можно долго объяснять, что его выбор - не единственный, но это будет бесполезно, пока он сам  не почувствует, что есть и другие отличные кандидаты на роль "второй половины".

Вот именно на уровне проживания я осознал такие, на первый взгляд банальные вещи, что у меня размыты личные границы, что я не разрешаю себе выражать злость на значимых для меня людей, что секс и душевное тепло не одно и то же, что любое "мы" это всегда иллюзия... А прожив это на сессии - начинаю замечать и в обычной жизни то, что раньше проходило неосознанным. Гештальт-терапия не даёт "правильной" модели поведения, но она даёт возможность осознанно выбирать, что я хочу изменить в своём поведении.

"Детская" сессия была предпоследней, я был уверен, что в последний день мы с терапевтом спокойно пообщаемся на "не горячие" темы, но она меня в очередной раз удивила... За последние четыре года у меня был лишь один эпизод, который воспринимается именно как личная проблема. Хотя и эпизодом это не назовёшь... довольно большой период в жизни, который вспоминался почти каждый день и причинял боль. Когда терапевт поднял эту тему - первое желание было запихнуть всё обратно в дальний и тёмный угол сознания. "Такую глыбу и в последний день?!" Огромная благодарность ей, что помогла мне справиться с этим страхом, и ... Огромный клубок боли, обиды, злости распутался. Чувства, не дававшие спокойно видеть ситуацию, прожились и утихли.

Четыре года я не мог справиться со своими чувствами. И не сказать, что я не пытался - к примеру оранжевый цвет синтоновской Дистанции был отработан реально "Хорошо". Увы... Контролируя то, что я делаю "снаружи", я ничего не мог сделать с тем, что "внутри". Единственное, что как-то помогало - запихнуть поглубже в чуланы памяти и пореже доставать оттуда. А тут - час с небольшим (терапевт продлил сессию, чтобы довести работу до конца, обычная норма 45-50 минут) и проблема исчезла. Ситуация никуда не делась, но проблемы нет. Грусть осталась, но грусть - это не больно, это всего лишь грусть.

Познакомившись со своими тараканами, начинаешь лучше чувствовать чужих. ИМХО, личная терапия это то, что было бы полезно почти любому человеку. Увы, гештальт-терапия имеет ряд особенностей, которые подходят не всем.

Работа с детскими воспоминаниями, с ситуациями душевной боли и сильных эмоций очень часто идёт "со слезами на глазах". Слезы не самоцель, но бывают они часто. Не все к этому готовы. Несколько знакомых женщин отказались от гештальта именно потому, что не хотели (или не могли себе позволить) плакать.

Работа с терапевтом имеет максимальный результат, когда есть максимальное доверие. Конечно, терапевт умеет выстраивать безопасное для клиента пространство, но всё равно ряд людей не готовы открываться, показывать себя слабым.

И, наконец, как я уже говорил - личная терапия это не дешёвое удовольствие. Пока не узнавал, сколько это стоит в нашем регионе, но, думаю, час консультации (фактически 45..50 минут) на уровне моего дневного заработка.

З.Ы. Кстати, вспомнилось - как то на терапии я поинтересовался, сколько нужно ходить к терапевту? Как понять, что клиенту это больше не надо? Пока деньги не кончатся? Тогда она не прямо не ответила, но на "детской" сессии напомнила вопрос и сказала - "Пока твой внутренний ребёнок не вырастет..." Как-то откликается...

З.З.Ы. С учетом того, что добрая половина терапевтов на гештальт-интенсиве ещё не завершила обучение, фактор случая играет довольно большую роль. Интересно реализована процедура распределения клиентов и терапевтов. Группа порядка 20 человек клиентов выстраиваются напротив такой же группы терапевтов. Терапевты вкратце самопрезентуются, буквально 2-3 фразы, подаётся сигнал и клиенты бегут занять "своего" терапевта. Без терапевта никто точно не останется (как и без клиента), но получить именно того, кого хочешь может оказаться проблемой. Мне повезло, получил кого и хотел, но своего терапевта я буквально в последний миг выхватил из рук другого клиента.

З.З.З.Ы. Если кому нужны контакты отличного психолога в Минске, красивой и мудрой женщины и при этом сильного профессионала с большим опытом - "их есть у меня".


2 комментария:

  1. да, Коля, тебе я доверяю, поэтому пойду успокаивать моего "внутреннего ребенка" Он давно плачет:-( Но я ему не разрешаю это показывать.. НИ-НИ..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно не показывать другим, главное - видеть и не отворачиваться от него самому. Зато, когда "внутренний ребёнок" счастлив - жизнь прекрасна! :) А ребёнку ведь много для счастья не надо - чувствовать, что тебя любят и что ты нужен :)

      Удалить