— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
Льюис Кэрролл. "Алиса в Cтране Чудес"
Написал сегодня учебную работу по вебинарам Сергея Николаевича Шишкова (aka Сталкер). Тема вебинаров - "Возрастные кризисы или этапы развития личности". Противоречивые впечатления :)
С одной стороны - очень интересный материал, глубоко проработанная система, дающая буквально пошаговую модель развития личности.
С другой стороны - чем более детализирована система, тем меньше остается свободы и выбора. Учитель (тренер, психолог, гуру и т.д.) ведет тебя к идеалу. Но - чей это идеал? На мой взгляд, это лишь один из вариантов: 1) "зеркало" самого психолога (если клиент похож на меня - он ОК); 2) проекция фантазий психолога (я сам так не могу, но клиенты пусть делают); 3) личность, наиболее приспособленная для данного общества "здесь и сейчас" (к примеру, где-то ценят честность, где-то вежливость; где то в почете упорный труд, а где-то умение срубить бабок по быстрому); 4) личность, полезная для данного общества в данный момент (с этим сложно, по моему государство никак сейчас не задает стандарты для психологов). Поэтому, если кто-то хочет придти к тому "идеалу", который близок Сергею Николаевичу, - этому человеку пригодится такая лесенка шагов. Если же у человека в голове свой "идеал", то ему это мало поможет.
Вообще, сама возможность построить детальную схему развития личности - для меня очень спорный вопрос. Человек не развивается линейно. В каких-то сферах он на одном этапе, в других - на другом. Жизнь также у всех складывается по разному. Ребенок в "трудовой" семье, который уже лет с пяти выполняет довольно большой объем обязанностей, и типичный городской ребенок, из семьи с достатком выше среднего, будут проходить совершенно разные ступеньки и в разной последовательности в один и тот же возраст, а некоторые ступеньки вообще не совпадут. Люди разные... :)
Вот в плане удержания клиентов - это довольно неплохой вариант. Получается, как с цветными поясами в боевых единоборствах. Изначально ведь их не было. Кому нужно было для выживания, те и так тренировались на совесть. А вот, чтобы удержать интерес скучающих "белых варваров" Гичин Фунакоши начал выдавать цветные пояса для подтверждения прохождения определенных этапов обучения. В самом деле, что проще - "копать отсюда и до обеда" или торжественно отмечать каждые полметра, на которые стала длинее канава? :)
Но, хочу уточнить - с системой в целом не согласен, но сам материал был очень интересный и полезный - практически полное собрание различных видов психологических кризисов с примерной привязкой к возрасту и жизненным обстоятельствам и с указанием, примерно в какую сторону копать, чтобы решить проблему.
Апдейт от 10 марта 2012 г.
Получил комментарий на свою работу от Сергея Николаевича Шишкова:
Апдейт от 10 марта 2012 г.
Получил комментарий на свою работу от Сергея Николаевича Шишкова:
Что такое реальность? - спросил ученик.
Реальность это набор объективных факторов данный нам в нашем чувственном опыте. - ответил учитель.
Ну-ну. - сказал господь и повернувшись на другой бок впал в очередную иллюзию.
Система вас ограничивает? Дух противоречия предлагает отрицать? Сарказм увы не свидетельство силы позиции, а всего лишь слабая попытка защитить собственное "Я" от перемен, путем обесценивания.
Построение идеальной модели? Карта не равна местности. Разве это делает карту лживой и некорректной:) А GPS еще удобней:)
Забавно было почитать вашу прикидку по возрасту... Вы путаете интелегентность с навыком интелегентного поведения. Духовный кризис может и приходил, да никого не застал:) Зависимость - пожалуй соглашусь, только в осложненной форме недопрожитого бунта. Еще пожалуй хвост из максимализма. Отсюда вся революционность и заявка на эксклюзивность:)
Духовный кризис может и приходил, да никого не застал :) - 5 баллов! :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий