среда, 23 мая 2012 г.

Формат отношений.




Со звуком кукушки Катя начинает диалог довольно типично для ситуаций, когда человек не уверен в своём решении и боится последствий - приурочить начало к какому-нибудь внешнему поводу.
Катя, отрешенным голосом, глядя в сторону - Этого не надо было делать.
Катя испугалась за любимого человека и хочет, чтобы он не подвергал себя опасности зря. Разумно было бы просто попросить, но опыт работы начальником сказывается и она начинает разговор также, как устраивает разнос провинившемуся сотруднику.
Вообще поднимать неприятные темы во время еды (или на голодный желудок) не стоит. Сытый человек спокойней и добрее. Не случайно всяких проверяющих водят по ресторанам, чтобы предписания заполнять уже после обеда. Дальше - начинать с "наезда", не установив контакт через теплые слова и не выслушав его точку зрения на ситуацию - это явная (хотя, скорее всего, неосознанная) провокация на конфликт.

Гоша непонимающе смотрит на неё - Чего?
Саша, виноватым тоном - Я ей все рассказала, вы извините, не утерпела. 
Гоша внимательно слушает, смотрит на собеседника - настроен на конструктивное общение, а не на пустой конфликт.
Катя, по прежнему глядя не на собеседника, а в тарелку – Кулачная расправа - это не метод. Ударить можно и словом, это иногда больнее. - Психологически легче говорить трудные вещи, не глядя при этом на человека, но если цель не просто выговориться, а изменить поведение этого человека, то без "глаза в глаза" не обойтись
Саша, чувствуя вину, за то, что всё рассказала маме, начинает защищать Гошу - А если и слов не понимают? 
Катя получила соперника, по сравнению с которым она чувствует себя уверенно, поэтому взгляд прямо на Сашу и учительская интонация в голосе – Значит, плохо объяснила. 
Теперь Саша чувствует себя неуверенно, недоверчиво хмыкает и прячет глаза. Гоша продолжает есть, не влезая в чужой диалог.
Катя распаляется - Значит, дала повод думать, что может быть и по-другому. - Разогнавшись, Катя почуствовала себя более уверенно и теперь собирается устроить выговор Гоше. Взгляд уже не прячет, смотрит на него. - Но как мог ты, взрослый мужчина...Теперь эти мальчишки будут думать, что прав тот, кто сильнее. 
Гоша слушает её, не отвлекаясь на еду и глядя чуть снизу. Он не настроен на конфликт. Идеальным вариантом было бы перенести разговор на потом или свести в шутку. Он этого не делает, но пытается спокойно объяснить свою точку зрения – Теперь эти мальчишки будут знать, что против силы всегда может найтись и другая сила. - При общении с эмоционально заведённым собеседником логика не поможет, сначала надо снять эмоциональный заряд с собеседника.
Катя, глядя на спокойствие Гоши теряет уверенность в себе и пытается ещё больше накрутить себя – Во всяком случае на будущее, я тебя очень прошу, уж будь любезен, без моего разрешения таких действий не предпринимать. - При этом на Гошу смотрит только урывками, резкие дерганные движения головой - эмоций в душе очень много (страх, злость), но пытается подавить их.
Гоша глядя в стол, с легким кивком головы, совершенно покладистым тоном и негромко – Слушаюсь. - Внимание он привлек мастерски. Саша не заметила, но Катя чувствует, что сцена идет не по её сценарию, прекращает есть и, застыв, ждет бури.
Гоша продолжает спокойным тоном, пародирую слова Кати:
- Но тогда и ты, уж пожалуйста, учти, пожалуйста, на будущее, что если ещё когда-нибудь ты позволишь себе хотя бы заговорить со мной таким тоном, то я здесь больше не появлюсь. - Задаёт формат будущих отношений - на него нельзя повышать голос и за него нельзя принимать решения. Гоша может позволить себе такую форму, так как знает что эти отношения важны для Кати и для неё они более необходимы, чем для него - А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам, на том простом основании, что я мужчина! - По мере монолога голос повышается на ключевых моментах. На Катю не смотрит, за исключением короткого взгляда - возможно потому, что сам не любит конфликты и чувствует себя непривычно ставя ультиматум, а возможно зеркалит Катю. Она смотрит в стол и он не давит на неё взглядом.
Катя, весьма тихо - Прости меня пожалуйста, прости меня - несмелая попытка прикоснуться к его руке, как знак близости - вот с этого надо было начинать разговор, а не сейчас тянуться. Она чувствует свою вину, так как на сознательном уровне она вовсе не претендует на главную роль в семье, просто сработала привычка. И пока еще боится дальнейшего разворачивания конфликта. Попытка прикоснуться к нему - это знак, что он для неё близкий и важный человек.
Гоша убирает свою руку из под её руки - возможно в раздражении, а возможно просто желая получше закрепить распределение ролей. Но на продолжение конфликта не настроен, поэтому маскирует свой жест тем, что берёт хлеб
Звонок в дверь - Сашка, это только к тебе. - Саша выходит с кухни
Гоша видя, что нужный результат достигнут, использует возможность смягчить свои слова – Прошу тебя... Прошу тебя никогда не повышай на меня голос - При этом обхватывает её кисть своей - контролирующее положение - слова смягчает, но жестом подтверждает всё что говорил - "решать буду я"
Катя наконец-то объясняет, с чего она всё это затеяла, с облегчением от того, что продолжения конфликта не будет- Я очень за тебя испугалась. Прости меня - просьба одновременно с прикосновением к его руке. Он не убирает свою руку - помирились

Комментариев нет:

Отправить комментарий