Хорошая погода, хорошее настроение - в общем, никаких условий для творчества :) Но, всё таки надо закрыть гештальт и доделать давно обещанный пост - о воспитании детей.
Сначала несколько тезисов:
1. Нет единственно правильной модели воспитания, подходящей для любого ребёнка и любого родителя.
В голове у каждого родителя свой идеал того, какими должны быть его дети. Обычно этот идеал близок к тому, каким этот родитель видит себя сам :) , хотя бывают и исключения. Чужая модель воспитания либо вообще "не пойдёт", либо будет изменена под свою картину мира.
К примеру, известные Елена и Борис Никитины были уверены, что их дети вырастут лучшими, чем они сами. А вот фраза Юлии, одной из их дочерей:
Я считаю, что на сегодня все семеро братьев и сестёр Никитиных, как состоявшиеся личности (младшей Любови – уже 40), явно не дотягивают до уровня своих родителей. Хотя папа был убежден, что дал нам все возможное для дальнейшего творческого расцвета (http://nikitiny.ru/Deti-Nikitinyh)Дети выросли неплохими людьми, но нельзя сказать, что эксклюзивная система воспитания дала им что-то особое в плюс. А вот минусов было достаточно.
3. Гарантированно надежной модели воспитания не существует, гарантированно можно лишь испортить жизнь ребёнку.
Начну с примера ко второй части тезиса:
Джон Уотсон, отец бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. В 1920 году, изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть. В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться пaхожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь (http://dargo.ru/blog/2011-07-01-470)Пока ребёнок не вырос (а тем более пока его нет вообще :) ), многие люди думают, что смогут вылепить из него кого угодно. Тот же Уотсон, изначально заявлял так:
Дайте мне дюжину здоровых, нормальных младенцев, которые будут содержаться в созданной мною среде, и я вам гарантирую, что, выбрав одного из них наугад, я смогу сделать из него любого специалиста, какого захочу: врача, юриста, художника, торговца и — да-да! — даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, пристрастий, способностей, призвания и расовой принадлежности его родителей (http://www.psibook.com/18/2/24.html).Однако, в реальности ни один из известных мне проектов воспитания Человека не сработал так, как хотелось. В лучшем случае из детей вырастали нормальные люди. Как говорится, если грипп лечить, он проходит за неделю, а если не лечить, то за семь дней.
Поэтому, воспитание - именно как целенаправленное формирование личности, это пустые слова.
Родители могут создать условия для формирования личности и могут рассчитывать на то, что многое из их поведения и ценностей будет неосознанно перенято ребенком. Всё. Ни о каком сознательном формировании личности ребёнка говорить не приходится. Хорошая метафора с садоводом - если у него есть яблоневое семечко, он может попытаться вырастить из него здоровое дерево, а вот сделать так, чтобы плоды точно были красными и сладкими - это из области фантазий.
Целенаправленное воспитание подразумевает, что у родителей есть цель, образ того каким они хотят видеть своего ребенка в будущем и двигаясь к этому образу они будут "отрезать" всё, что как им кажется, мешает. Этот образ отражает не будущую реальную жизнь, в которой придется жить самому ребёнку, а прошлый опыт родителей, который совсем не факт, что повторится, и их фантазии, которые совсем не факт, что осуществятся.
И всё-таки, что могут вложить родители в своих детей? Как я уже написал в начале - это глубоко индивидуально для каждой семьи. То, что идёт ниже - это мой взгляд. Если он в чём-то совпадёт с вашим - здорово, если нет - тоже нормально.
1. Любите своих детей! Улыбайтесь, обнимайте, целуйте, дарите свое время и внимание.
В книге Ури Бронфенбреннера «Два мира детства. Дети в США и СССР» (М.: Прогресс, 1976) автор рассказывает об одном проекте, получившем впоследствии название тридцатилетний эксперимент. Речь в нём шла о том, чтобы вывести в люди умственно отсталых детей, содержащихся в специальном приюте, добиться того, чтобы они могли жить самостоятельно. Эксперимент состоял из многих этапов, но наиболее трогательным, если не душераздирающим, был самый первый из них.
Каждого ребёнка прикрепили к своего рода подставной суррогатной маме; такими мамами служили умственно отсталые женщины, содержащиеся в том же приюте. Через два года специальные измерения показали, что уровень интеллекта у детей вырос в среднем на 20—30 пунктов; в то же время уровень интеллекта у детей контрольной группы снизился. На меня сильнейшее впечатление произвёл тот факт, что эти мамы явно не могли вести со своими детьми какие бы то ни было развивающие занятия. Никаких математических кружков, никаких головоломок, никаких интеллектуальных игр. Всё, что они могли — это обнимать детей, целовать, пеленать и вообще всячески с ними тетёшкаться. И вот, оказывается, что по крайней мере в определённом возрасте эмоциональное тепло, родительская ласка гораздо важнее для развития ребёнка, и в том числе — особо это подчёркиваю — для развития его интеллекта, чем любые другие формы деятельности и обучения. Родители, не забывайте об этом!2. Передавайте им свои ценности.
(http://wolf-kitses.livejournal.com/115307.html)
3. Научите быть самостоятельным.
Годам к 12..14 ребёнок вполне в состоянии решить все свои бытовые проблемы - постирать бельё, навести порядок, приготовить еду, зашить одежду. Не призываю взваливать всё это на него, но - уметь - он должен. Будут загубленные продукты, затопленная ванна и т.п. - но это не большая цена.
Кстати, полезные навыки, которые легко усваиваются в детстве - умение плавать (хотя бы по-собачьи, не обязательно ставить рекорды в бассейне), умение ездить на велосипеде и умение водить автомобиль. По зарубежным фильмам - некоторые учат детей водить яхту :) , но в моей семье это пока не актуально
4. Приобщите к спорту.
Я не стороник профессионального спорта, но на любительском уровне спорт нужен всем. Обычно стараюсь избегать категоричности, но :) , тем не менее, спорт нужен всем. Это готовность выходить на заведомо проигранный бой и бороться до финального сигнала, это привычка тренироваться независимо от настроения и положения звезд на небе, это готовность к боли и поражению, к поту и крови. А ещё - это здоровье, крепкое красивое тело, драйв от победы, командный дух и радость движения.
5. Уважайте ребёнка.
Дабы понять, о чем я говорю, я перескажу историю самого Лютого, о том, как некогда его собственный 8-летний сын в один прекрасный день отказался идти в школу. Ну, мол сказал: «Не нужны мне эти английский с математикой, у меня есть ноги и руки, я мол, мужик, пойду я лучше работать!» Что в подобных случаях отвечает большинство родителей? Особенно, когда дело происходит зимой, хмурым ранним утром? Мол, кто здесь старший?! Мол, кто здесь главный?! Мол, делай, что говорят! Оно и логично — так проще, быстрее, на работу опять же не опоздаешь, да и вообще, так педагогично – нечего «зеленому» этому нос задирать, пусть помнит — кто тут главный! Но не таков Лютый. Он, как я уже отметил, настоящий Учитель и настоящий Отец...6. Познакомьте ребёнка с трудностями.
Дальше для удобства восприятия перейду к повествованию от первого лица...
...Ну, что мне было сказать сынке, когда я это услышал?
- Конечно, - согласился я, - ты уже взрослый и можешь сам решать, как тебе жить. Куда работать-то пойдешь?
- В магазин игрушек продавцом пойду! - с вызовом ответил тот, очевидно, что заранее продумал решение свое, стервец эдакий...
- Ну давай, адрес знаешь, - отвечаю ему. – Иди и устраивайся...
Он подрастерялся – не ожидал, конечно, что так легко ему его капризы обойдутся. Но упрямый, конечно ушел...
Времени на часах было 8-30. За окном — 10 мороза...
Звонит с мобильного:
- А магазин только с 9-ти открыт, - ноет...
- Ну, а что же ты не выяснил, заранее? Стой на улице и жди, когда откроется...
Ну, он парень принципиальный, упорный и упрямый. Остался ждать. Подождал и я до девяти, вышел к нему. Тот уже околел порядочно, но виду не подает.
- Ну, что, магазин открылся, - говорю. – Давай, иди на работу устраивайся.
Пошел. Выходит хмурый: не берут...
- Ну, а почему не берут? - спрашиваю. Оказывается, не выяснил: не берут и все тут.
- Что же ты, - говорю, - спросил, тебя послали, ты и пошел? Так тебя всю жизнь посылать будут. Учись настаивать на своей правоте, учись доказывать, что в тебе нуждаются, что ты нужен сам всем, что ты – не дармоед...
Пошел снова. Я следом вошел, но делаю вид, что не с ним. За прилавком масштабная матрона. Сын к ней:
- Это снова я! - говорит ей дерзко. – а почему вы меня на работу продавцом не берете?!
- Да потому, что я тут работаю! - сказала та, как отрезала. Вот как надо мелочь воспитывать.
Понял он, что не светит ему пойти в магазин игрушек. Решил тогда он идти в овощную палатку неподалеку. Приходит он туда. Я следом вестимо. Он к продавцу. Дедок крепенький такой, русич. Объясняет ему: мол так и так, хочу к вам работать. Я же из-за спины деду подмигиваю. Дед все понял, говорит:
- Ну а ты, сынок, в овощах-то разбираешься, или в фруктах. Сорт у какого - какой, знаешь? Как содержать их? Какие — к чему? Сосчитать их число сможешь? А что — почем — запомнишь?
В общем, засыпал его дед вопросами, мой стоит, с ноги на ногу переминается. Понял, что без ботаники и математики — в этой работке никак...
Вышли мы из овощного. Он вспомнил, что поесть бы неплохо...
- Стоп-стоп, - отвечаю ему. - Ты теперь взрослый. Работник. Еду сам покупать должен. На первое время помогу. А потом — это ты сам родителям помогать должен будешь... Ну, а пока пойдешь в магазин, будешь брать еду себе сам...
Дал ему минимум денег. Пришел он в магазин, глянул на ценники, и убедился, что без знания русского письменного и математики — даже еды купить в магазине невозможно...
Купил себе шоколадку на все. Есть хочется еще сильнее.
- Ну, а где мне денег-то на еду брать?! - спрашивает он с обидой в голосе.
- Ты не расстраивайся, - говорю ему. – Не отчаивайся, есть разные способы заработать... Вот, например, бутылки можно собирать.
Подаю ему бутылку пивную с земли:
- Вон еще несколько валяются. - подсказываю. - Пойдем в пункт приема, сдадим их. Вот тебе и заработок...
Приходим. Обстановка соответствующая. Утренняя. Похмельные землистые лица рассеян, в очереди с посудой, запах бомжатины... Сынка поморщился, но пошел смотреть ценник, возвращается радостный.
- Посмотрел, - сияет. 70 — бутылка стоит. Это рублей же?
- Э-нет, - говорю. – Это не рублей, это копеек...Вот тебе, кстати, еще бутылка. Сосчитай, сколько всего тебе должны за все пять бутылок? Гляди, чтоб не обсчитали. Ну, давай, вставай в очередь.
Сам, опять же, в сторону отошел, - не с ним как бы... Тут знакомый один мимо проходил. Давненько не видались. Разговорились. Отвлекся. Оборачиваюсь. Нет мелкого...
Тут я запаниковал слегка. Туда-сюда метнулся. В итоге в одном из дворов на площадке детской нашелся. Злой стоит. Голову опустил. Набычился. Ногой качели пинает.
- С голоду подохну, а бомжом не стану! - не оборачиваясь проговаривает...
Да, потратил на него время. Зато мелкий сам своим умом дошел, что школа на данном этапе необходима. Без математики, ни то что продавцом, а бутылки толком не сдашь. Пошел в школу, как миленький, и с удовольствием. Потому, как наглядно убедился в неприглядности альтернатив...
А, напомню, что можно было просто дать по заднице мелкому, и отправить в школу без разговоров... (http://gai-199.livejournal.com/45516.html)
Голод, холод, усталость, боль - это не значит, что надо бить ребёнка и морить голодом :) Идеальный вариант - многодневные туристические походы по дикой природе. Это учит ответственности, терпению, осторожности, предусмотрительности. "Перевернул лодку - утопил продукты - добирались на урезанном пайке" - очень схематично, но логика надеюсь понятна.
Хорошо бы ещё и познакомить с мрачными сторонами жизни - типа, труп алкоголика на вскрытии, умирающий от рака курильщик, повседневная жизнь в тюрьме и т.п. - но это не у всех есть возможность.
7. Научите ребёнка думать.
Написал лозунг, а вот что в конкретике...
Первое - через интерес к какому-то делу (моделирование, химические опыты, автомобиль, кулинария - что угодно). Если это по настоящему интересно, то ребёнок начнет искать дополнительную информацию, сравнивать, экспериментировать... Начнёт думать сам.
8. Знакомьте ребёнка с миром - это лучший учитель.
Хорошо сказано у Руссо:
Посмотрите городского работника лет тридцати, он уже напишет письмо не с такими ошибками, как в школе; иногда совершенно правильное он имеет понятие о политике, следовательно о новейшей истории и географии… Он очень часто рисует и прилагает математические формулы к своему ремеслу. Где же он приобрел все это? — Я невольно нашел этот ответ в Марселе, начав после школ бродить по улицам, гингетам, cafes chantants, музеумам, мастерским, пристаням и книжным лавкам. Тот самый мальчик, который отвечал мне, что Генрих IV убит Юлием Цезарем, знал очень хорошо историю «Четырех мушкетеров» и «Монте Кристо». В Марселе я нашел 28 дешевых изданий, от пяти до десяти сантимов, иллюстрированных… Кроме того, музей, публичные библиотеки, театры. Кафе, два больших cafes chantants… В каждом из этих кафе даются комедийные сцены, декламируются стихи. Вот уже по самому беглому расчету пятая часть населения, которая изустно поучается ежедневно, как поучались греки и римляне в своих амфитеатрах. Хорошо или дурно это образование, — это другое дело, но вот оно бессознательное образование, во сколько раз сильнейшее принудительного, — вот она бессознательная школаДА! Образование должно быть именно таким. Географию и историю нужно учить в путешествиях, биологию и геологию в походах, электротехнику - ремонтируя домашнюю проводку и т.д.
9. Учите общаться.
Человек - животное социальное. Добиться своих целей без взаимодействия с другими людьми очень сложно, а зачастую не возможно. Чтобы добиться успеха в социуме нужны социальные навыки (Знает и интриган - генеральный директор; не знает, но интриган - первый зам; знает, но не интриган - специалист; не знает и не интриган - исполнитель). Учите ребёнка договариваться, искать общую выгоду, работать в команде, спорить и мириться, давить и идти на компромисы...
10. Разрешите ошибаться.
Никто не учится на чужих ошибках. Умные - учатся на своих ошибках, дураки совсем не учатся. Дайте ребёнку возможность ошибаться сейчас, чтобы он меньше ошибался потом, уже без вашего присмотра.
Наверное, можно ещё много чего сказать о воспитании. Тема такая, что конца и края не видно. Но - вроде бы базовые принципы я перечислил. Успехов вам! И чтобы присказка "Любите своих внуков - они отомстят вашим детям" была не про вас ;)
Комментариев нет:
Отправить комментарий