среда, 11 января 2012 г.

И снова - про любовь :)



В Синтон-подходе очень позитивное и конструктивное понимание любви. Мне симпатично такое видение, но... :) всё-таки я вижу по другому. Чуть раньше я уже поднимал эту тему здесь и здесь. Сегодня, отвечая на вопросы, решил продолжить эту тему

------- Те самые вопросы -------

Любовь - отражение личности, и высота любви - отражение развития личности. Как мы с вами умеем любить?

1. Что значит для вас "любить"? Что для вас показатели силы любви? Высоты любви? Мудрости любви? Сколько минут (или часов) в день вы живете как любящий человек, почему вы так думаете? Что бы вы хотели добавить к своей любви?

2. Многие в любви ценят красивая и яркие переживания, но любовь проявляет себя в действиях, в поступках, в том что мы реально делаем. Перечислите 20 пунктов того, что вы делаете (или делали) для любимых - из того, что считаете проявлением любви и вы, и те, кого вы любите.

3. Кажется, что качество и высота любви связана с развитостью позиций восприятия. Как вы это видите? Как, на ваш взгляд, меняется любовь, когда человек выходит из нулевой позиции и начинает жить на более высоких уровнях восприятия жизни?

4. Люди часто превозносят любовь сумасшедшую, но правда ли высота любви - в размере сумасшедствия? Пару раз сойти с ума можно себе позволить, но делать это нормой жизни ни один разумный человек не будет. Какими своими поступками во имя любимого вы гордитесь - поступками сильными, красивыми и разумными?

------- Вопросы кончились, дальше ответы -------

Любовь - отражение личности и поэтому каждый вкладывает своё в это понятие.На мой взгляд, тут нет и не может быть объективных критериев для оценки наличия, качества или количества любви. Как другой человек будет воспринимать наше чувство - зависит не сколько от самого чувства, сколько от того, насколько "тараканы" в голове другого совпадают с нашими.

Соответственно, всё что будет ниже, это лишь моё субъективное мнение, ни разу не претендующее на абсолютную истину.

Любовь - это интерес к другому человеку и радость от того что он есть в твоей жизни.

Это - именно чувство, а не поведение. Другое дело, что человек (объет любви или просто сторонний наблюдатель) может узнать о нём только через моё поведение. Но, если нет поведения - это совсем не значит, что нет любви. Простейший пример: два человека любят друг друга, но в силу каких то обстоятельств сейчас находятся вдалеке друг от друга и не имеют возможности связаться. Т.е. со стороны внешнего наблюдателя поведение в принципе будет одинаковым, независимо от того, есть любовь или нет. Но, для этих двоих - более чем отчетливо ясно, что они любят.

Но, всё таки, обычно если есть любовь, то есть и соответствующее поведение. Всегда ли оно ответственное? И зависит ли ответственность поведения от высоты, глубины, ширины и/или силы любви :) ? Нет. Ответственность зависит от того, насколько мудр человек и, во многом, от случайности.

С мудростью все согласятся, а на важную роль случайности приведу пример: назовём двух человек с одинаковым уровнем дохода, но разным подходом к жизни - Весёлый и Скучный. Весёлый любил свой жену и превратил её жизнь в сказку - сюрпризы, подарки, кино/кафе, цветы. Скучный тоже любил свою жену, но не делал сюрпризы, большую часть денег вкладывал в материальные активы (жилье, машина, банковский депозит). Через много лет все умерли. Вроде бы, Весёлый был более ответственным, сделал жизнь Любимой пусть небогатой, зато веселой. Скучный безответственно скопил кучу богатств, которыми не сможет насладиться из могилы. Изменим чуть-чуть финал - через много лет женщины тяжело заболели, для лечения нужно большая сумма денег. Весёлый особо ничем не поможет - просто нет денег, всё ушло. Скучный - легко может помочь - у него есть резерв на этот случай.

Конечно, пример во многом притянутый за уши, но, думаю мысль понятна, - неожиданное изменение условий легко может изменить оценку "ответственности" поведения ("Черные лебеди" Талеба по-моему как раз об этом). КАЖДЫЙ человек ПО ВОЗМОЖНОСТИ старается вести себя ответственно (т.е. не наступать на грабли самому и не подкидывать грабли любимому человеку), но не каждый может вовремя увидеть все возможные варианты будущего. Призыв быть более ответственным бесмысленен. У каждого свой опыт и своя скорость обучаемости. Помочь может только время и обратная связь.

Следующий вопрос "Сколько минут (или часов) в день вы живете как любящий человек, почему вы так думаете?" просто поставил в тупик. Для себя, я бы сказал, что когда я радуюсь жизни - я люблю. Поэтому бывает по разному, можно и неделю прожить "как любящий человек", а бывают дни совсем без любви. Вру, совсем без любви не бывает. Бывает - без любви к конкретному человеку.

"Перечислите 20 пунктов того, что вы делаете (или делали) для любимых - из того, что считаете проявлением любви и вы, и те, кого вы любите". Тоже непростой вопрос. Как я уже сказал, важно, чтобы были одинаковые верования у двух людей, тогда поведение будет восприниматься одинаково. Для меня покупка цветов - деньги на ветер, но я знаю, что жена любит цветы - как тут правильно оценить тот факт, что я покупаю цветы? Для неё - проявление любви, для меня - бессмысленный ритуал, доставляющий ей радость. Противоположный вариант - я нашел рецепт сырников в интернете, приготовил для неё (получилось вкусно) и... Сырники были съедены спокойно, без каких либо эмоций :) Для меня это было проявление любви, как бы смешно это ни звучало, для неё - просто приготовленная еда.

Тогда можно сформулировать так: адекватное проявление любви - это то, что мы делаем по принципу "мне все равно, а другому приятно"? Потому что если я делаю только то, что мне и так нравится делать, то при чём тут любовь? Мне как-то не нравится такая формулировка, хотя, вроде бы всё логично. Любовь не логична. :)

Любовь это чувство, а не поступки. Если у меня в душе есть чувство любви, то всё, что я делаю по отношению к любимому человеку будет для меня проявлением любви. Будет ли это также проявлением любви для него? Смотри выше - это зависит от того, насколько у нас совпадают "тараканы" :) Мы не можем напрямую транслировать свои чувства, только через поведение, но как воспримет наше поведение другой человек - мы можем только предпологать. Отсюда и фраза "Счастье - это когда тебя понимают..." Понимают - либо когда одинаковые "тараканы", либо второй человек достаточно мудр, чтобы узнать ваших "тараканов", либо просто когда любят, со всеми "тараканами" и особенностями. Ряд поступков со стороны человека, которого я люблю, однозначно являются проявлениями любви для меня. Но я даже не хочу спрашивать - являются ли они проявлениями любви для него :) , потому что не факт...

Позиции восприятия и любовь, как мне кажется, никак не пересекаются. Взгляд на ситуацию с разных позиций восприятия - это про мудрость, а про мудрость я уже написал выше. Конечно, мудрая любовь полезнее (и безопаснее для окружающих), чем глупая, но лозунги здесь не помогут. Поможет только время (кому то может и жизни не хватить) и обратная связь.

"Люди часто превозносят любовь сумасшедшую, но правда ли высота любви - в размере сумасшедствия? Пару раз сойти с ума можно себе позволить, но делать это нормой жизни ни один разумный человек не будет" Некорректное утверждение :) Нигде не видел восхищений от сумасшедшей любви. Восхищаются, когда человек ради любви готов пожертвовать материальными благами, комфортом, статусом (причем, всё применительно к себе, а не чужими благами, комфортом и статусом). Были ли у меня такие поступки? Не знаю... :) Как то не очень представляю себе - вот я оглядываюсь на свою прожитую жизнь и начинаю расставлять оценки - "это было красиво и сильно", "это всего лишь на троечку тянет", "а за это я бы даже неуд не поставил". Смешно. Каждый человек в каждый момент времени поступает так, как для него и его картины мира правильно. Как это будет выглядеть в наших глазах - зависит от нашей картины мира.

------ Ответы тоже кончились -------

А вообще то, интересная тема - сформулировал для себя некоторые мысли, которые раньше были на уровне неосознанных верований.

Комментариев нет:

Отправить комментарий