понедельник, 2 апреля 2012 г.

В решении каких проблем может помочь психолог?



Основные типы запросов к психологу будут завтра, сегодня - небольшой теоретический кусок на тему, что такое психологические проблемы (те самые, с которыми приходят к психологу)

Если у человека все в порядке – он живет и наслаждается жизнью. Если же человек пришел к специалисту – значит, у него появились проблемы.

Проблема – это ситуация, которая отвечает следующим трем признакам:
1. Ситуация не нравится.
2. Что-то делать надо.
3. Что делать - не понятно.

Разберем по пунктам:

Ситуация не нравится - естественно, если все устраивает, никто никуда не идет. От бобра добра не ищут.

Что-то делать надо - человек знает, что может быть по-другому, лучше, и хочет изменить ситуацию. Некоторым людям не нравится зима. Но мы не можем сделать так, чтобы её не было. Нет возможности изменить – нет желания менять, соответственно, нет проблемы. Лишите современного человека возможности пользоваться мобильным телефоном, и у многих возникнут проблемы, а лет двадцать назад все обходились стационарными телефонами и никаких проблем не возникало. Проблема возникает лишь тогда, когда человек знает о лучшей альтернативе.

Что делать - не понятно – если нам плохо в точке А, мы знаем, что в точке Б лучше, мы легко можем добраться до точки Б – проблем нет. Встали и пошли. Главный признак проблемы в том, что человек ИЛИ не видит путей позитивного разрешения ситуации ИЛИ не располагает ресурсами для позитивного разрешения ситуации ИЛИ его не устраивает цена, которую надо платить за позитивное разрешение этой ситуации. У человека проблема – поссорился с любимой женщиной. Он может не видеть путей решения («А если Вам помириться?» - «Да как тут помиришься?! Если только... Как я сам не подумал...»), не располагать ресурсами («Я бы помирился, но она уехала к маме, а у меня нет ее адреса»), его может не устраивать цена («Чтобы я извинился перед этой …? Никогда!») Кстати, отсутствие ресурсов и неприемлемая цена может быть следствием выбора неоптимального пути решения («Я бы извинился, но у меня нет денег на розы»).

Итак, у человека возникает проблема, и он обращается за помощью к консультанту. Функция специалиста состоит в том, чтобы решить проблему. Некоторые специалисты дают клиенту готовый результат, например, обратившись к сантехнику по поводу проблемы с унитазом, вы сразу получите исправный унитаз. Специалист-консультант не дает готовый результат, он лишь переводит проблему клиента в задачу, используя свои знания и опыт. Единственное отличие задачи от проблемы в том, что человеку ясно, что надо делать. Человек видит путь позитивного разрешения ситуации, располагает необходимыми ресурсами и готов платить требуемую цену.

Естественно, что разные консультанты решают разные типы проблем. Юридические проблемы решают юристы, проблемы личной безопасности – специалисты охранных фирм, а психологические проблемы решают психологи.

Психологические проблемы - внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания.

Три основных признака психологической проблемы:

1. Есть проблема, как серьезный источник затруднений в нормальной жизнедеятельности или причина неадекватного поведения. Поссорились по моей вине, хочется помириться, но не могу сделать первый шаг. Настроение портится все сильней. Проблема!

2. Процесс, составляющий суть проблемы, не намерен и не имеет рационального основания. Я понимаю, что не прав и делаю себе все хуже, но сам мириться не пойду все равно.

3. Источник проблемы видится в чем-то внутри человека, а не во внешних обстоятельствах. Да я понимаю, что причины во мне, а не в каких-то обстоятельствах, но ничего не могу с этим поделать.

Если присутствуют все три признака: есть проблема, проблема внутренняя и происходящее не имеет рационального основания - это психологическая проблема.

Завтра наконец-то доберусь до трёх базовых запросов, с которыми люди приходят к психологу :)

---

Другие статьи этой серии:
1. Психология - два подхода
3. Три базовых запроса к психологу
4. Варианты работы психолога

Комментариев нет:

Отправить комментарий