Итак, на пересечении двух подходов психологии (аналитический и результативный) и трех запросов клиента ("Мне больно", "Хочу сделать лучше", "Мне скучно") получаем шесть вариантов работы с клиентом.
1. Что ты чувствуешь?
Просится термин "психотерапия", но оставим его лечащим психотерапевтам, чтобы не возникало путаницы. Клиент приходит с запросом "Мне больно". Ему нужно уменьшить эту душевную боль, как-то продержаться, пока время подлечит раны. Как это будет делать психолог - ему безразлично, главное, чтобы это не требовало от клиента значительных собственных усилий.
По моему опыту - аналитический подход в этой ситуации срабатывает на все 100%. Ведь, по большому счету, всё что нужно человеку в таком состоянии - это мудрый (мудрость = доброта + ум) слушатель, который всё поймёт. Аналитический подход не даёт оценок ситуации, не навешивает ярлыков "плохо" или "хорошо", не требует, чтобы ты что-то срочно менял. Клиента внимательно выслушают, распросят о его чувствах и мыслях, подведут к пониманию некоторых закономерностей и его особенностей, которые он возможно не осознает - и на этом всё. Хочешь меняться - меняйся, не хочешь - не меняйся. Психолог просто выступает в роли мудрого и верного друга, не пытающегося учить жизни.
Важно, что человек получив возможность выговориться - придет в себя и, зачастую, будет в состоянии сам разобраться со своей ситуацией без дальнейшей помощи психолога.
2. Шоковая терапия.
По моим наблюдениям, стороники результативного подхода на запрос "Мне больно" действуют по одному из двух шаблонов: переключить внимание клиента на что-то новое или использовать боль как стимул к деятельности клиента по изменению себя или внешних обстоятельств. Оба варианта ИМХО не оптимальны. Переключение внимание лишь затягивает принятие ситуации, вызвавшей боль. А на реальные действия у клиента чаще всего просто нет ни сил, ни желания, поэтому все советы уйдут впустую. На языке метафор - легкие тычки в спину могут ускорить движение, но если после очередного удара ты упал и тебе не встать, то зачем тебе советы по лучшему маршруту?
Сразу добавлю - это лишь моё мнение. Многие мои знакомые, к чьему мнению я прислушиваюсь, считают, что правильный совет МОЖЕТ помочь клиенту пережить боль. Уважаю их мнение, но остаюсь при своём. В конце концов, каждый судит о других в меру своей испорченности :)
3. Классическая консультация.
Ситуация не устраивает, но что делать непонятно... Есть возможные варианты действий - но... не лежит душа к таким вариантам... Всё это - показания к "Классической консультации" Аналитический подход поможет понять, что именно в вас мешает вам достичь успеха в какой-то ситуации. Никто не даст вам "правильных" рецептов, но, понимая причины, легче будет самому выбрать правильный вариант действий или придумать какой-то новый.
4. Идеальная консультация.
Идеальное сочетание запроса и метода – конкретный ответ на конкретный вопрос. К сожалению, как и все идеальное – в жизни не встречается :) Если клиент может сформулировать конкретный вопрос - обычно он в состоянии сам найти ответ. Поэтому, чаще всего, ситуации, в начале воспринимаемые как "Идеальная консультация", оказываются "Коучингом" :) или начинают смещаться в сторону "Классической консультации".
Хотя, всё таки в жизни встречается - когда хозяин компании нанимает специалиста, чтобы встроить персоналу нужные навыки - корпоративные тренинги.
5. Хочешь поговорить об этом?
Именно этот вариант послужил образцом для комедийных образов психологов и их клиентов. Поиск причин поступков становится самоцелью, что дальше делать с этими причинами - никого не волнует. Клиент всё больше узнаёт о себе, но - зачем? Его жизнь существенно не меняется. Для запроса "Мне скучно" больше подходят не индивидуальные консультации, а разного рода "групповые терапии" - расстановки по Хеленгеру, терапевтические группы в гештальте и ТА и т.п.
Не хочу, чтобы создалось впечатление, что я критикую такой вариант работы - я сам с удовольствием посещаю гештальт-группу - это яркие, сильные эмоции, интересные собеседники, полезная информация (которая хоть и проходит большей частью мимо - всё таки авось когда-нибудь пойдёт в дело :) ). Это интересней, чем смотреть телевизор, комфортней, чем идти в обычный театр, гораздо проще, чем ярко жить своей жизнью. Сходил на консультацию, получил всплеск ярких эмоций - на какое-то время "насытился".
6. Коучинг.
Если вариант "Хочешь поговорить об этом?" всё-таки ориентирован больше на женщин, то чтобы охватить мужчин с запросом "Мне скучно" - появился коучинг.
Это преимущественно индивидуальная работа (чтобы клиент чувствовал свою избранность и чтобы другие клиенты не шатали его ЧСВ :) ), консультант даёт инструкции "Как правильно жить" и выступает в роли кнута и пряника, обеспечивая эмоциональную накачку. Пока клиенту это интересно - он что-то делает из заданий консультанта, получая возможность выговориться, поглаживание для своего "эго" (я необычный человек - я занимаюсь личностным ростом) и яркие эмоции. Когда клиенту это надоедает - он бросает коучинг, мол я взял, то что мне было надо, и все якобы выработанные навыки очень быстро уходят. Недешевое удовольствие, но эти клиенту могут себе это позволить, ведь как я говорил выше – серьёзных проблем у них нет.
Бюджетный вариант коучинга – это психологический тренинг. За счет массовости он более доступен для клиентов, более того – групповая работа позволяет принести больше динамики, больше ярких красок. Для двух последних форм психологической практики общим будет отсутствие "сухого остатка" примерно месяц спустя окончания у большинства клиентов. Из позитивных моментов стоит отметить то, что они провели время общаясь с новыми людьми, получили позитивные эмоции и расширили кругозор.
---
Среди описанных форм консультативной практики нет хороших и нет плохих. Если действия психолога соответствуют запросу клиента - они расстанутся довольные друг другом. Если нет - клиент уйдет с ощущением, что его обманули.
P.S. Для консультантов: если какие-то формы практики вам не подходят - разумно будет ввести какую-то фильтрацию клиентов, чтобы не навязывать клиенту свои запросы и ценности. Лозунг "Догнать и причинить добро" здесь вряд ли уместен.
---
Другие статьи этой серии:
1. Психология - два подхода
2. В решении каких проблем может помочь психолог?
3. Три базовых запроса к психологу
1. Что ты чувствуешь?
Просится термин "психотерапия", но оставим его лечащим психотерапевтам, чтобы не возникало путаницы. Клиент приходит с запросом "Мне больно". Ему нужно уменьшить эту душевную боль, как-то продержаться, пока время подлечит раны. Как это будет делать психолог - ему безразлично, главное, чтобы это не требовало от клиента значительных собственных усилий.
По моему опыту - аналитический подход в этой ситуации срабатывает на все 100%. Ведь, по большому счету, всё что нужно человеку в таком состоянии - это мудрый (мудрость = доброта + ум) слушатель, который всё поймёт. Аналитический подход не даёт оценок ситуации, не навешивает ярлыков "плохо" или "хорошо", не требует, чтобы ты что-то срочно менял. Клиента внимательно выслушают, распросят о его чувствах и мыслях, подведут к пониманию некоторых закономерностей и его особенностей, которые он возможно не осознает - и на этом всё. Хочешь меняться - меняйся, не хочешь - не меняйся. Психолог просто выступает в роли мудрого и верного друга, не пытающегося учить жизни.
Важно, что человек получив возможность выговориться - придет в себя и, зачастую, будет в состоянии сам разобраться со своей ситуацией без дальнейшей помощи психолога.
2. Шоковая терапия.
По моим наблюдениям, стороники результативного подхода на запрос "Мне больно" действуют по одному из двух шаблонов: переключить внимание клиента на что-то новое или использовать боль как стимул к деятельности клиента по изменению себя или внешних обстоятельств. Оба варианта ИМХО не оптимальны. Переключение внимание лишь затягивает принятие ситуации, вызвавшей боль. А на реальные действия у клиента чаще всего просто нет ни сил, ни желания, поэтому все советы уйдут впустую. На языке метафор - легкие тычки в спину могут ускорить движение, но если после очередного удара ты упал и тебе не встать, то зачем тебе советы по лучшему маршруту?
3. Классическая консультация.
4. Идеальная консультация.
Хотя, всё таки в жизни встречается - когда хозяин компании нанимает специалиста, чтобы встроить персоналу нужные навыки - корпоративные тренинги.
5. Хочешь поговорить об этом?
Именно этот вариант послужил образцом для комедийных образов психологов и их клиентов. Поиск причин поступков становится самоцелью, что дальше делать с этими причинами - никого не волнует. Клиент всё больше узнаёт о себе, но - зачем? Его жизнь существенно не меняется. Для запроса "Мне скучно" больше подходят не индивидуальные консультации, а разного рода "групповые терапии" - расстановки по Хеленгеру, терапевтические группы в гештальте и ТА и т.п.
Не хочу, чтобы создалось впечатление, что я критикую такой вариант работы - я сам с удовольствием посещаю гештальт-группу - это яркие, сильные эмоции, интересные собеседники, полезная информация (которая хоть и проходит большей частью мимо - всё таки авось когда-нибудь пойдёт в дело :) ). Это интересней, чем смотреть телевизор, комфортней, чем идти в обычный театр, гораздо проще, чем ярко жить своей жизнью. Сходил на консультацию, получил всплеск ярких эмоций - на какое-то время "насытился".
6. Коучинг.
Если вариант "Хочешь поговорить об этом?" всё-таки ориентирован больше на женщин, то чтобы охватить мужчин с запросом "Мне скучно" - появился коучинг.
Это преимущественно индивидуальная работа (чтобы клиент чувствовал свою избранность и чтобы другие клиенты не шатали его ЧСВ :) ), консультант даёт инструкции "Как правильно жить" и выступает в роли кнута и пряника, обеспечивая эмоциональную накачку. Пока клиенту это интересно - он что-то делает из заданий консультанта, получая возможность выговориться, поглаживание для своего "эго" (я необычный человек - я занимаюсь личностным ростом) и яркие эмоции. Когда клиенту это надоедает - он бросает коучинг, мол я взял, то что мне было надо, и все якобы выработанные навыки очень быстро уходят. Недешевое удовольствие, но эти клиенту могут себе это позволить, ведь как я говорил выше – серьёзных проблем у них нет.
Бюджетный вариант коучинга – это психологический тренинг. За счет массовости он более доступен для клиентов, более того – групповая работа позволяет принести больше динамики, больше ярких красок. Для двух последних форм психологической практики общим будет отсутствие "сухого остатка" примерно месяц спустя окончания у большинства клиентов. Из позитивных моментов стоит отметить то, что они провели время общаясь с новыми людьми, получили позитивные эмоции и расширили кругозор.
---
Среди описанных форм консультативной практики нет хороших и нет плохих. Если действия психолога соответствуют запросу клиента - они расстанутся довольные друг другом. Если нет - клиент уйдет с ощущением, что его обманули.
P.S. Для консультантов: если какие-то формы практики вам не подходят - разумно будет ввести какую-то фильтрацию клиентов, чтобы не навязывать клиенту свои запросы и ценности. Лозунг "Догнать и причинить добро" здесь вряд ли уместен.
---
Другие статьи этой серии:
1. Психология - два подхода
2. В решении каких проблем может помочь психолог?
3. Три базовых запроса к психологу
Комментариев нет:
Отправить комментарий