Мне больно.
"Мне больно" - пожалуй, это самый частая проблема клиентов, но большинство решает (или пытается решить) её без помощи консультантов. Психологов в этом случае заменяют друзья/подруги, родня, работа, бутылка - вроде бы главное перечислил.
Боль, естественно, имеется в виду не физическая, а душевная, психологическая. Если причина боли в органических повреждениях – это не к психологу, а ко врачам.
Чаще всего, когда человек в таком состоянии, у него нет желания что-то изменить во внешнем мире, в отношениях, в себе. Всё, что он хочет, это уменьшить боль – боль потери, боль обманутых ожиданий и/или как-то пережить трудный временной период. На серьезную работу по изменению ситуации зачастую нет ни сил, ни желания.
Хочу сделать лучше.
"Хочу сделать лучше" – наверное, самый благодарный для консультанта запрос. Человек приходит именно с целью изменить что-то - ситуацию, отношения, партнера, детей, себя. Проблемная ситуация является для клиента сильным стимулом к действию и, если рекомендации консультанта кажутся ему дельными, он с готовностью воплощает их в жизнь.
Некоторые считают, мол запрос "Мне больно" - это позиция Жертвы, а запрос "Хочу сделать лучше" - позиция Автора. Спорно. "Мне больно" может быть и у Автора, который не перекладывает ответственность за свою жизнь на других. А "Хочу сделать лучше" вызывает вопрос - Почему не делаешь? Нет знаний? - если есть интернет, то эта отмазка не катит. Нет воли, мотивации или чего-то подобного? - А вот это как раз и похоже на позицию Жертвы.
Мне скучно.
Самый денежный в настоящее время - это запрос "Мне скучно". У клиента нет серьезных проблем, мешающих ему жить, достаточно высокий уровень жизни и нет занятия, которому он готов посвящать все свободное время. Кто-то в такой ситуации идет в казино, кто-то в кинотеатр, кто-то к психологу. Т.е., повторю еще раз – у клиента нет значимых проблем, ему просто хочется общения, впечатлений, новой информации (не для решения проблемы - просто интересно), хочется получить "поглаживания" от психолога, потешить чувство собственной значимости.
В этом запросе редко признаются клиенты, да и сами психологи часто отрицают, что работают с этим запросом - ведь гораздо приятнее ощущать себя "Инженером человеческих душ", чем артистом разговорного жанра.
---
Даже если у людей одинаковые психологические проблемы, запросы у них могут быть совершенно разные. Более того, у одного и того же человека с одной и той же проблемой в разное время могут быть разные запросы к психологу.
Зачастую клиент приходит не с одним запросом, а двумя или даже всеми тремя. Варианты - мне больно и мне скучно (отвлеките от боли и вообще развлекайте разговорами); мне больно и я хочу сделать лучше (наступил на грабли, больше так не хочу); хочу сделать лучше и мне скучно (делать что-то сложное не хочется, но поговорить об этом мне будет приятно); всё вместе (бросила девушка - пожалейте меня, научите как сделать, чтобы она вернулась, а лучше - расскажите мне ещё раз, какой я необычный человек). Часто клиент приходит с одним объявленным вслух запросом, имея в виду другой, который скрывает даже от самого себя. Часто в процессе работы первоначальный запрос либо сам собой, либо под влиянием психолога мутирует в другой.
---
Потихоньку приближаюсь к концу цикла - завтра завершающая статья. О чём? - Даю подсказку: два подхода умножить на три запроса получим 6 вариантов... :)
---
Другие статьи этой серии:
1. Психология - два подхода
2. В решении каких проблем может помочь психолог?
4. Варианты работы психолога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий